Архимедова сила. Плавание судов. Воздухоплавание. Решение экспериментальных задач
Цели урока:
- Образовательные: закрепить у учащихся понятие об архимедовой силе; развивать умение применять формулы для расчёта архимедовой силы; закрепить связь выталкивающей силы с другими величинами; научить рассчитывать подъёмную силу шара, наполненного гелием, грузоподъёмность лодочки.
- Развивающие: развивать экспериментальные умения; навыки логического мышления; умение обосновывать свои высказывания; делать выводы.
- Воспитательные: убеждать учащихся в познаваемости окружающего мира; формировать интерес к познанию законов природы и их применению; создавать позитивное отношение к предмету.
Демонстрации: плавание самодельной лодочки, грузоподъёмной силы шара, видеофильм «Плавание судов», «Воздухоплавание».
Планируемые результаты обучения:
- Метапредметные: научиться воспринимать и перерабатывать информацию, выделять основное и находить ответы на поставленные вопросы, овладеть монологической и диалогической речью, регулятивными универсальными учебными действиями при решении качественных, количественных и экспериментальных задач.
- Личностные: сформировать познавательный интерес, развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о плавании судов и воздухоплавании, ценностное отношение друг к другу, к учителю, результатам обучения, научиться принимать решения, обосновывать их, оценивать результат своих действий.
- Общие предметные: применять знания об Архимедовой силе, об условии плавания тел, о принципах плавания судов и воздухоплавании при решении задач, кратко и чётко отвечать на вопросы по закреплению материала.
- Частные предметные: понимать и объяснять явление плавания тел, измерять выталкивающую силу, объём вытесненной телом воды, вес тела в воде и воздухе, по весу ела в воде и воздухе рассчитывать его плотность, объяснять изменение осадки судна.
Структура урока с использованием технологии РКМ
Базовая модель урока, основанная на использовании данной технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия. Эти стадии могут составлять весь урок или его отдельные части. В основе технологии РКМ - модель, состоящая из трех фаз:
- вызов;
- смысловая стадия;
- рефлексия.
1. Вызов - актуализировать имеющиеся у учащихся знания по изучаемой теме, пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
2. Осмысление - помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми.
3. Рефлексия - помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал, помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Ход урока
1 стадия ВЫЗОВ
Актуализирую имеющиеся у учащихся знания, по изучаемой теме, используя прием «Верите ли вы…?
- Что на тело, погруженное в жидкость или газ, действует, направленная вверх, выталкивающая сила?
- Что эту силу обнаружил и рассчитал Архимед, принимая ванну?
- Что сила Архимеда зависит от объёма тела погруженного в жидкость (газ) и плотности жидкости (газа)?
- Что сила Архимеда не зависит от глубины погружения тела и от вещества, из которого оно сделано?
- Что тело, находящееся в жидкости (или газе) теряет в своём весе столько, сколько весит жидкость (газ) в объёме, вытесненном телом?
- Что способность тела плавать в жидкости (или газе) зависит от соотношения силы тяжести и Архимедовой силы или плотности тела и жидкости, в которой оно находится?
- Что можно заставить плавать тело, изготовленное из материала, плотность которого больше плотности жидкости?
- Что человек может читать газету лёжа в воде?
- Что сможете рассчитать грузоподъёмность лодочки (предложенной)?
- Что этот шарик, наполненный гелием, поднимет предложенное тело?
Далее учащиеся заполняют таблицу «ЗХУ», чтобы соотнести «старые» знания с теми, ответы на которые они хотят получить. Таблица «ЗХУ»
З (знаем) |
Х (хотим узнать) |
У (узнали) |
|
|
|
По итогу заполнения таблицы учащиеся формулируют цель урока: «Закрепить знания по темам «Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. Решение экспериментальных задач».
2 стадия ОСМЫСЛЕНИЕ
Получение новой информации. Просмотр видеофильма и выполнение двух экспериментальных задач.
1). Видео «Плавание судов» с сайта infourok.ru, расчёт водоизмещения и грузоподъёмности самодельной лодочки.
1 задача. Решите задачу: Определить грузоподъемность самодельной лодочки. Рекомендации:
- Лодочку погрузите в пресную воду до ватерлинии, при этом она вытесняет воду объемом V. Определите этот объём.
- Измерьте вес самой лодочки.
- Запишите краткое условие задачи
- Рассчитайте грузоподъемность судна (обозначьте грузоподъемность как вес). Для этого вам нужно из веса вытесненной воды вычесть вес судна: P = Pвв - Pс
- Найдите массу груза, который можно погрузить в лодку!!!
Вес вытесненной воды рассчитывается: Pвв= ϱв ∙ g ∙ Vв , как плотность воды на величину g и на объем вытесненной воды.
Подставим это выражение в исходную формулу и получим выражение для расчета: P = ϱв ∙ g ∙ Vв - Pс .
2). Видео «Воздухоплавание» с сайта infourok.ru , расчёт подъёмной силы шара.
2 задача. Решите задачу: Определить грузоподъемность данного шара, наполненного гелием. Груз какой массы сможет поднять ваш шар?
Рекомендации:
- Определите объемом V шара. V=D³/2. Где D-диаметр шара.
- Вычислите Архимедову силу, действующую на шар Fа= ϱв ∙ g ∙ Vш.
- Вычислите силу тяжести, действующую на шар. Fт = g ·ϱг ∙ Vш
- Рассчитайте грузоподъемность шара (обозначьте грузоподъемность как F). Для этого вам нужно из значения силы Архимеда вычесть значение силы тяжести.
- Запишите краткое условие задачи.
- Найдите массу груза, который сможет поднять ваш шарик (не забудьте вычесть массу оболочки!!!).
3 стадия РЕФЛЕКСИЯ
- Предлагаю учащимся закончить заполнение таблицы ЗХУ (столбец УЗНАЛИ) по итогам решения экспериментальных задач.
- Далее (на выбор) написать эссе по изученной теме или составить синквейн.
- Выбрать и оставить смайлик, соответствующий вашему настроению после урока (аквариум на доске).
Домашнее задание: «Эксперимент с яблоками».
Взять три яблока: красное, желтое и зелёное. Опустить в воду. Как ведут себя яблоки? Объяснить поведение яблок с помощью знаний, полученных на сегодняшнем уроке.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.