Сообщающиеся сосуды
Тема урока: Сообщающиеся сосуды
Тип урока: Урок «открытия» нового знания (формирование)
Деятельностная цель: Формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов действий).
Содержательная цель: Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Планируемые результаты обучения:
- Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о сообщающихся сосудах (уметь работать с текстом учебника), воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной образной форме, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на вопросы: «Какой формы могут быть сосуды? Могут ли быть сосуды закрытыми?»; овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при решении качественных задач из упражнения и выполнении экспериментальных заданий; научиться самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию с использованием Интернет-ресурсов и дополнительной литературы.
- Личностные: сформировать познавательный интерес к сообщающимся сосудам; развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; использовать экспериментальный метод исследования при изучении расположения уровня жидкости в сообщающихся сосудах; принимать решения и обосновывать их, самостоятельно оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.
- Общепредметные: применять знания о сообщающихся сосудах для объяснения принципа действия технических устройств и приборов (паровой котел, шлюзы и др.), пользоваться эмпирическим методом исследования при изучении опыта «Установление уровня жидкости в сообщающихся сосудах≫, анализировать его и делать выводы; докладывать о результатах исследования давления на дне морей и океанов, кратко и четко отвечать на вопросы по закреплению материала, обнаруживать зависимость высоты столба жидкости от ее плотности при равенстве давлений.
Частные предметные: использовать знания о сообщающихся сосудах в повседневной жизни, приводить примеры сообщающихся сосудов в быту.
Демонстрации. Установление уровня жидкости в сообщающихся сосудах с одинаковой плотностью жидкости, жидкостями различной плотности.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Материалы, ЦОР |
1 этап – Организационный Цель: Быстрое включение учащихся в деловой ритм урока. |
||
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих |
Приветствие учителя |
|
2 этап – Мотивация учащихся к работе на основном этапе. Постановка целей и задач урока. Цель: Подготовить присутствующих к активной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий |
||
Проводит опрос учащихся
|
Отвечают на вопросы |
Содержание опроса.
|
Проблемная ситуация: Родители, уходя на работу, попросили сына заполнить бочку водой, и предупредили его, чтобы после заполнения убрал шланги на место. Мальчик заполнил бочку до краёв, но увидев через забор своих друзей, которые направились в речку купаться и ловить рыбу, помчался за ними. Домой вернулся поздно, вспомнив предупреждение родителей, направился в сад и обнаружил пустую бочку. Мальчик задался вопросом, не мог понять, куда делась вода. Ребята, скажите, пожалуйста, действительно, куда делась вода? |
Заслушиваются мнения учащихся |
|
Перед вами представлены приборы и рисунки. Что общего между ними? |
Мнения учащихся |
Сообщающиеся сосуды, сосуды с водой и маслом Рисунки на странице 121 электронного учебника |
И так, как мы определим тему нашего урока? |
Мнения учащихся |
|
«Что произойдет и почему, если в один из сосудов долить воды?». |
Ответ на этот вопрос и объяснение каждого опыта учебника учащиеся формулируют самостоятельно, проверяют правильность утверждения. |
Установление уровня жидкости в сообщающихся сосудах
|
Проблемный вопрос: «Какое отношение имеет закон Паскаля к опыту с сосудами разного сечения?» |
Учащиеся должны сформулировать, что давление столбов жидкости в сосудах передается без изменения. Кроме того, в ходе рассуждений учащиеся должны уяснить: а) сосуды должны быть открытыми; б) форма сосудов может быть любой; в) однородная жидкость должна покоиться в сосудах. |
|
Что произойдет, если долить в колено одного сосуда жидкость другой плотности? |
Мнения учащихся. Проверка правильности утверждения |
|
3 этап – Применение знаний и способов действий Цель: Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях |
||
Ребята! Вам предстоит провести судно через шлюз. Как это сделать? |
Работа с интерактивной моделью |
«Проведи корабль через шлюз» |
4 этап – Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Цель. Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям |
||
Организует фронтальную оценку |
Отвечают на вопросы из электронного учебника |
Вопросы |
5 этап – Обобщение и систематизация знаний Цель: Самостоятельное применение полученных знаний |
||
Наблюдает за выполнением заданий |
Выполняют тест по теме «Сообщающиеся сосуды» |
Чебатарёва А.В Тесты по физике, к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 7 класс», 2014 г. стр. 92. |
6 этап – Коррекция знаний и способов действий Цель: Ликвидировать пробелы в знаниях и способах действий учащихся |
||
Контролирует проверку |
Взаимопроверка ответов |
Стр. 171 |
7 этап – Рефлексия учащихся Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. |
||
Предлагает учащимся дописать на листочках окончания фраз:
|
Самооценка |
|
8 этап – Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: Мотивация на дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний |
||
Объясняет домашнее задание: выполнение дифференцированных индивидуальных задач |
Вспоминают, как решаются задачи:
|
Домашнее задание. § 41. Задание 1 Дополнительное задание: Найти интересные примеры сообщающимся сосудам из жизни |
9 этап – Итоги урока Цель: Ориентация учащихся на их индивидуальном образовательном маршруте |
||
Организует обсуждение результатов занятия. |
Обсуждают результаты урока |
Лист самооценки полученных знаний |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.