Урок 8. Учимся писать сочетания жи — ши
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- повторить правила написания сочетаний жи — ши; провести орфографический тренинг
Ключевые понятия
-
сочетания жи — ши, совершенствование графического навыка, орфографический тренинг, словарный диктант
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | Словарный диктант | Словарная работа. Объяснительный словарный диктант. Учитель диктует слово орфоэпически, ученики повторяют это слово орфографически и называют отдельно букву, написание которой нужно запомнить. После записи слова эта буква подчёркивается. Диктуются слова: воробей, дорога, сорока, язык, июнь, июль. |
3 | Актуализация знаний | Выполняется фронтально, письменно упражнение 1 — поиск слов с сочетаниями жи — ши. |
4 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Рубрика «Обрати внимание» — повторение правила. Обратите внимание. Важно не закрепить у детей неправильный вывод о том, что, когда мы слышим звукосочетания [жы], [шы], нужно всегда писать жи или ши. Для этого после прочтения правила учитель говорит, что записывать не раздумывая сочетание звуков [жы], [шы] буквами жи — ши можно только в позиции под ударением, а в других случаях — после проверки, так как иногда эти же звукосочетания записываются буквами же или ше, например в словах железо, желание, шестой, шерстяной. Но на этом уроке такие слова в учебнике не встретятся, и можно смело на месте пропусков писать букву и. |
5 | Наблюдение | Выполняется фронтально, письменно упражнение 2 — наблюдение за соотношением звучания и написания слов. Запись: [лы́жы] — лыжи, [с’н’ижы́нк’и] — снежинки. Учитель сообщает правильное написание слова снежинки. Несовпадение гласного после ж в звуковой и буквенной записях обязательно объясняется. Важно следить за тем, чтобы все учащиеся хорошо понимали, где дана запись звукового состава слова, а где — правильная буквенная запись, так как учащиеся могут запомнить транскрипцию слова как его правильное написание. |
6 | Орфографический тренинг | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 3 — орфографический тренинг. Учитель предупреждает, что на месте пропусков везде нужно писать букву и и сразу же подчёркивать сочетание жи или ши. |
7 | Закрепление ранее изученного материала | Упражнения 4, 5 (по выбору) — закрепление написания сочетаний жи — ши. Эти упражнения немного сложнее, чем предыдущее: буквосочетания появляются в самостоятельной записи при изменении слов, в которых этих буквосочетаний не было. Кроме того, отсутствует «сигнал» — пропуск буквы. Учитель по своему усмотрению выбирает, какое из этих двух упражнений он предложит ученикам. Вариант выполнения. Ученики пишут несколько слов из одного упражнения и несколько слов из другого. |
8 | Орфографический тренинг | Выполняется письменно, в парах упражнение 6 (работа в паре) — орфографический тренинг. Ученики подбирают слова и записывают предложения, например: «Сирень душистая» и т. п. Сочетания жи — ши подчёркиваются. |
9 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Каллиграфическая минутка. После работы с рубрикой «Обрати внимание» ученики анализируют, особенности соединений букв в сочетаниях жи — ши, опираясь на образец, написанный учителем на доске. После этого прописывают в рабочей тетради строчку сочетаний жи — ши. |
10 | Дополнительный материал | Дополнительная работа. Выполнить упр. 6–9 в тетради «Учусь писать без ошибок». |
11 | Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |