Урок 73. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Вакула и Оксана
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.
Задачи урока
- 1. Приобщение к национальной истории.
- 2. Составление характеристики персонажей повести: Вакула и Оксана.
- 3. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: конфликт, развитие сюжета, роль детали
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
конфликт, движение сюжета, деталь, рассказчик, юмор, характеристика персонажа
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Связь между видами искусства: фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» (реж. А. А. Роу, 1961) |
2 | 2. Вакула и Оксана. Характеристика | В повести много не только комического, но и лирического. Лиризмом, глубоким личным чувством проникнуты пейзажи в повести. Комическое и лирическое переплетены в истории Вакулы и Оксаны. Вопросы и задания для обсуждения: Расскажите, где застаёт Вакула Оксану, когда приходит к ней в хату. Чем занята Оксана? Какие отношения между Вакулой и Оксаной в начале повести? В чём проявляется их отношение друг к другу? Какое условие ставит сельскому кузнецу Вакуле Оксана? Выполнимо ли это условие? Почему Оксана дважды повторяет это условие? С каким настроением уходит Вакула от Оксаны? Прочитайте фрагмент от слов «поворотилась она в другую сторону» до слов «Мне становится скучно». Что предпринимает Вакула для того, чтобы выполнить условие Оксаны? С кем приходится связываться Вакуле, чтобы добыть для Оксаны царицыны черевички? Прочитайте фрагмент текста от слов «Нет, не могу: нет силы больше». Почему Вакуле приходиться прибегать к помощи нечистой силы? На последнем вопросе стоит остановиться подробнее. У Гоголя были «свои отношения» с чёртом. Он, кажется, верил в его существование, и своё творчество рассматривал как противостояние дьявольским искушениям, как их разоблачение. Та же тема прозвучит в повести «Шинель» и даже в романе «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. |
3 | 3. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Ребята выполняют задание. Соответствие — сцена у Солохи |
4 | 4. Информация о домашнем задании | Связь между видами искусства: Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссер А. А. Роу, 1961) Домашнее задание: 1. Прочитать повесть до конца. 2. Рассказать о том, как кузнец Вакула стал повелевать чёртом. |