Урок 7. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
вне линии УМК/Серии
География
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Ключевые понятия
-
топливно-энергетический комплекс, состав ТЭК, структура ТЭК, топливно-энергетический баланс, окружающая среда, направления развития, проблемы развития ТЭК
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Вводное слово учителя: «Сегодня на уроке мы будем изучать один из самых важных межотраслевых комплексов. Без его продукции невозможна работа предприятий различных отраслей промышленности, транспорта. Сокращённо его называют ТЭК. Как бы вы расшифровали эту аббревиатуру?» |
2 | 2. Актуализация знаний | Постановка проблемного вопроса. Учащиеся высказывают своё мнение |
3 | 3.1. Изучение нового материала | Рассказ учителя. Работа с определением понятия «топливно-энергетический комплекс»: выделяют главное словосочетание, признаки понятия |
4 | 3.2. Изучение нового материала | Задание учащимся: 1. Проанализируйте схему. Расскажите о составе ТЭК. Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет их ответы. С помощью рисунка определяют связи ТЭК с другими межотраслевыми комплексами. Школьники определяют место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Работа со статистическим материалом |
5 | 3.3. Изучение нового материала | Учитель объясняет новый материал, организует учебное взаимодействие в парах, учащиеся участвуют в дискуссии. Подбирают примеры аргументы. Вопросы для беседы: 1. Используя схему, расскажите о структуре топливно-энергетического баланса. 2. Объясните, как вы понимаете понятие «единица условного топлива». 3. Как изменится топливно-энергетический баланс к 2030 г.? |
6 | 3.4. Изучение нового материала | Учащиеся совместно с учителем определяют направления развития ТЭК. Примерные ответы учащихся: «ТЭК оказывает негативное воздействие на окружающую среду. На долю ТЭК приходится 40% водопотребления, 36% сточных вод и 40% выбросов в атмосферу. Разрушительное воздействие на природные комплексы оказывают добыча угля открытым способом и нефтедобыча, а также передача нефти и нефтепродуктов. Специфика объектов ТЭК как источника загрязнения окружающей среды характеризуется высокой пожаро- и взрывоопасностью добываемых и транспортируемых продуктов, значительной удалённостью потребителей от производителей, а, следовательно, большой протяжённостью систем транспортировки энергоресурсов, изменчивостью природного ландшафта, климатических, геокриологических и других условий, в которых строятся и эксплуатируются объекты комплекса. Энергетические предприятия оказывают влияние и на климат планеты, поскольку выбрасываемые ими в атмосферу вещества способствуют деградации озонового слоя Земли и нарастанию парникового эффекта: 70% парниковых газов поступают в атмосферу с выбросами предприятий ТЭК». |
7 | 3.5. Изучение нового материала | Учитель рассказывает об основных направлениях развития ТЭК России |
8 | 3.6. Изучение нового материала | Учитель рассказывает об основных проблемах развития ТЭК России |
9 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | Учащиеся отвечают на вопросы с целью выявления уровня усвоения изученного на уроке материала |
10 | 5. Рефлексия учебной деятельности | Учащиеся оценивают свою работу на уроке |
11 | 6. Информация о домашнем задании | Учитель даёт рекомендации по выполнению домашнего задания. |