Урок 62. Тема «Произведения о детях и для детей». А. Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- – Формировать умения читать вслух и про себя;
- – обогащать словарь детей словами по теме чтения;
- – учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т. п.).
Виды деятельности
-
– Читать предложения, отрывки из изучаемых произведений вслух и про себя;
– отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников;
– передавать интонацией своё отношение к читаемому;
– пересказывать кратко и подробно рассказ по готовому плану;
– объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним;
– объяснять авторскую точку зрения.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, рассказ, А. Гайдар
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: проверочная работа | – Ребята, в начале урока проведём небольшую проверочную работу. (Вспоминая произведения, ученики должны правильно называть произведение. Учитель также задает 2–3 вопроса по содержанию произведения дополнительно, чтобы можно было оценить работу ученика.) – Например, для последнего ответа возможны следующие дополнительные вопросы: – Какой это рассказ? А какие бывают рассказы? (Научно–познавательные и художественные.) – Докажите, что это рассказ художественный. – Пересказ отрывка из рассказа «Чук и Гек». – Что объединяет все эти произведения? (Они о Новом годе, о символе Нового года — ёлке.) |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Давайте обратимся к тексту Аркадия Гайдара. – Из чего мальчики мастерили игрушки для своей ёлки? Прочитайте. – Кто принёс ёлку Чуку и Геку? Прочитайте. – Найдите в тексте описание ёлки. Как её назвал автор? Прочитайте. – Как встречали Новый год герои произведения? Прочитайте. – Кто пел песню? – Какая пословица подходит к произведению? Маленькая дружба лучше большой ссоры. Вся семья вместе, так и душа на месте. Добрая семья прибавит уму–разуму. – Вы правы, к этому произведению подходит вторая пословица. Новый год — традиционно семейный праздник. – Почему все люди во всём мире встречают Новый год? (Рассказ учителя о традициях встречи Нового года в разных странах.) |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: составление плана произведения | – Вернёмся к рассказу. – На сколько частей вы бы разделили произведение А. Гайдара «Ёлка в тайге»? Объясните. – Перечитывание произведения по частям и составление плана. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: беседа | – Обратите внимание на последнюю часть произведения. Прочитайте, звон каких часов слушали герои? – А как они называются? (Куранты.) – А есть ли такая традиция сейчас? – Послушайте. |
5 | 5. Обобщение изученного: слово о писателе | – А. Гайдар удивительный писатель. В его жизни было много тяжёлого, он прошёл не одну войну… Она часто становится сюжетом произведений Гайдара. После начала Отечественной войны Гайдар вновь отправился на фронт. В октябре 1941–го он попал к партизанам, когда отряд пытался выйти из окружения. Предположительно, Аркадий Петрович в составе группы отправился за продовольствием, а когда заметил немцев, подал сигнал своим четверым товарищам, и те сумели спастись. Известный писатель, неутомимый человек, воин в душе был сражён пулемётной очередью в возрасте тридцати семи лет. Гайдар — это не настоящая фамилия писателя. Это его псевдоним. Псевдоним — это вымышленное, специально придуманное имя. Настоящая фамилия писателя — Голиков, однако уже первые произведения были подписаны именем Аркадий Гайдар. Краткая биография писателя содержит несколько вариантов толкования псевдонима. Его школьный друг, к примеру, считал, что подобная фамилия — результат большой фантазии Аркадия Петровича. Она образовалась следующим образом: Г(оликов) А(ркади)Й Д(с фр. – «из») АР(замаса). Другой вариант: «Д» среди букв фамилии, имени, названия города появилась подобно Д'Артаньяну. Сторонники ещё одного объяснения относят псевдоним Гайдар к тюркскому языку, с которого он переводится как «скачущий впереди всадник» — таким был по жизни Голиков. Это самые распространённые версии появления псевдонима, хотя в литературе о творчестве писателя можно встретить и другие толкования. |
6 | 6. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Обратите внимание на слайд. Именно эти слова заканчивают рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек». – Послушайте. «…И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья. Что такое счастье — это каждый понимал по–своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…» – А что для вас счастье? Поразмышляйте. – А хотите узнать, почему Чук и Гек оказались в тайге? – Возьмите в библиотеке книгу Аркадия Петровича Гайдара «Чук и Гек» и прочитайте её. – Представьте и нарисуйте Москву (свой город, посёлок) перед Новым годом. Подпишите, чтобы вы хотели пожелать своим родным в этот праздник. |