Урок 6. Трагическое в искусстве
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Способствовать осмыслению категории трагического через анализ произведений различных видов искусства
Задачи урока
- — постигать духовное наследие человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
- — участвовать в диалоге, коллективном обсуждении проблем урока, анализе и эстетической оценке произведений искусства.
Виды деятельности
-
Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий. Работа с учебной и справочной литературой.
Ключевые понятия
-
Понятие трагического в искусстве и жизни. Трагический герой. Рок и судьба в античной трагедии. Катарсис. Трагическое и возвышенное.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.Мотивация к учебной деятельности | Слово учителя о трагическом как высшей форме возвышенного, о законах трагического в искусстве и жизни. Учитель акцентирует внимание учащихся на понятиях катарсиса, рока и судьбы героя в античной трагедии. С этой целью он привлекает шедевры мирового искусства. Вступительное слово учителя сопровождает галереей изображений «Трагическое в искусстве». |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Беседа с учащимися с опорой на материалы галереи и интерактивный аудио (В. А. Моцарт «Реквием. Лакримоза»). |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Учащиеся обсуждают проблемные вопросы, учитель направляет беседу. |
4 | 4. Целеполагание | Учащиеся слушают выразительное чтение В. С. Высоцким стихотворения Б. Л. Пастернака «Гамлет» (1946). NB!!! Его название не сообщается. Вопросы для беседы с классом: —Можно ли сказать, что это стихотворение о трагедии человека? Если да, то в чём это выражается? —Какая метафора зла создана в этом стихотворении? —Должен ли человек противостоять злу, даже если ему грозит смерть? Учащиеся читают стихотворение сами. Отвечают на вопрос: «Почему автор назвал своё стихотворение именем героя шекспировской драмы?» Обобщение учителя. Главный вывод: таких глубоких и сильных стихотворений о человеческой трагедии жизни мировая поэзия знает очень немного. |
5 | 5. Открытие новых знаний | Работа с учебником. По каким законам «живёт» трагическое в искусстве? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем учащимся обратиться к разделу 5.1 учебника. Перед ними ставится задача назвать и записать в тетради характерные черты трагического в искусстве. Ответы учащихся могут быть примерно такими: — наличие неразрешимого конфликта, противоречий между идеалом и действительностью, новым и старым; — присутствие трагического героя, носителя высоких идеалов и активного начала, направленного на утверждение добра (такой герой призван разрешить существующие противоречия); — невозможность разрешения конфликта в реальной жизни; — чувство «трагической вины» героя и его смерть. Слово учителя (см. методическое пособие, с. 108 – 109) и постановка проблемных вопросов с опорой на жизненный опыт учащихся. Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Ромео и Джульетта» или одноимённого балета на музыку С. С. Прокофьева (финальная сцена). |
6 | 6. Первичное закрепление | Анализ картины П. Пикассо «Герника»: — знакомство с символикой картины; — выполнение задания 1 рубрики «Творческая мастерская». Работа с учебником. Чтение раздела 5.3 и ответы на вопрос 4 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля». |
7 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Практическая работа. Учащимся необходимо выбрать среди предложенных слов те, которые подходят по смыслу для вставки на месте пропусков. |