Урок 5. Возвышенное и низменное в искусстве
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Познакомить с эстетикой и основными эстетическими категориями.
Задачи урока
- — формировать эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, понимание красоты в искусстве и жизни);
- — развивать способности воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание произведений искусства (красивое – уродливое, возвышенное – низменное), давать эстетическую оценку произведений искусства;
- — формировать и развивать художественный эстетический вкус, стремление к творчеству по законам красоты.
Виды деятельности
-
Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий. Работа с учебной и справочной литературой.
Ключевые понятия
-
Эстетика как наука и её основные категории. Специфика понятия красоты в искусстве. Возвышенное и низменное в искусстве и их контрасты. Реальность и фантастика, гротеск и карикатура в искусстве. Масштабность и монументальность искусства.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.Мотивация к учебной деятельности | Слово учителя. Сопровождается галереей «Что есть красота?». Учителю необходимо чётко обозначить основные аспекты содержательной части урока: 1) общее понятие о красоте; 2) эстетика как наука о прекрасном в искусстве и жизни; 3) понятие об основных эстетических категориях. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Беседа с классом. Далее учитель обобщает ответы и наблюдения учащихся, делает необходимые выводы. В процессе обсуждения используются материалы слайд-шоу «Что есть красота?» |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Учащиеся обсуждают проблемные вопросы. Учитель направляет ход беседы. |
4 | 4. Целеполагание | Учащиеся слушают музыку «Танец рыцарей» из балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» 1995 г. Вопросы к классу: — Какие эмоции вы испытываете, слушая эту музыку? Благодаря чему это происходит? — Почему в музыке чувствуется маршевая поступь? За счёт каких музыкальных инструментов достигается это ощущение? — Можно ли утверждать, что в этой музыке присутствуют противоречивые, контрастные начала, например, добра и зла? —Можно ли звучащую музыку и образы исполнителей назвать возвышенными? Почему? |
5 | 5. Первичное закрепление | Учитель помогает школьникам обобщить новый материал и сформулировать основные выводы, касающиеся принципиальных различий между категориями возвышенного и низменного. Дискуссия за «круглым столом». Класс разбивается на три группы, каждая из которых получает одно из высказываний задания 1 рубрики «Творческая мастерская». В группах они отвечают на предложенные вопросы, обмениваются впечатлениями, подбирают соответствующие примеры для аргументации собственного мнения. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Далее учащиеся смотрят видеофрагмент, в котором они знакомятся со скульптурной композицией М. М. Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых», установленной на Болотной площади в Москве. Знакомятся с содержанием задания 4 рубрики «Творческая мастерская» (оно будет предложено на дом). |
7 | 7. Итог урока | Творческая работа. Учащиеся выполняют задание 9 в рабочей тетради. Им необходимо прокомментировать высказывание одного из японских мудрецов и заполнить таблицу. |