Урок 5. Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК А.В. Перышкина. Физика (7-9)
Физика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Сформировать представления о дискретности вещества, первоначальные представления о строении молекул. Познакомиться с некоторыми опытными доказательствами движения молекул.
Задачи урока
- Объяснить строение вещества и броуновское движение, использовать знания о дискретности вещества в повседневной жизни.
Виды деятельности
-
Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение.
Ключевые понятия
-
Строение вещества, молекула, размеры молекулы, броуновское движение.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания | Урок следует начать с подведения итогов самостоятельной работы. |
2 | 2. Изучение нового материала | Внимание учащихся следует обратить на то, что учёных древности интересовал вопрос о строении вещества. |
3 | 3. Изучение нового материала | После обсуждения с учащимися отрывка из поэмы делается вывод, что о существовании молекул догадывались ещё учёные древности. |
4 | 4. Изучение нового материала | Если на уроке делается натурный эксперимент, то можно показать данное видео с выключенным звуком, попросив учащихся прокомментировать опыт. |
5 | 5. Изучение нового материала | На 11-й секунде остановить анимацию и задать вопрос: «О чём свидетельствует изменение объёма тела?» Затем ученики обсуждают в парах и формулируют, что изменение объёма свидетельствует о наличии между молекулами промежутков. Далее закончить показ анимации. |
6 | 6. Изучение нового материала | Опыт подтверждает гипотезу о том, что вещества состоят из очень маленьких частиц. |
7 | 7. Изучение нового материала | Приведите примеры, иллюстрирующие, что размеры молекул очень малы. |
8 | 8. Изучение нового материала | Вопрос: Можно ли увидеть молекулы невооружённым глазом или в обычный микроскоп? |
9 | 9. Изучение нового материала | Необходимо подчеркнуть, что броуновское движение — это следствие того, что среда, в которой находится частица, состоит из молекул. Молекулы, непрерывно и хаотически двигаясь, сталкиваются с частицей и толкают её то в одну, то в другую сторону. |
10 | 10. Этап закрепления и первичной проверки | Вопросы лучше обсудить в классе. |
11 | 11. Рефлексия учебной деятельности на уроке | |
12 | 12. Информация о домашнем задании |