Урок 5. Особенности восприятия окружающего мира. Рисуем улицу (продолжение)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Особенности восприятия окружающего мира. Рисуем улицу (продолжение).
Задачи урока
- Познакомиться с особенностями восприятия окружающего мира.
- На примере произведений графического и живописного искусства познакомиться с особенностями передачи пространства в пейзаже.
- Закрепить знания об угловой и фронтальной перспективе, линии горизонта, точке зрения.
- Научиться применять в художественной практике законы линейной и воздушной перспективы.
- Познакомиться с выдающимися архитекторами, работавшими в стиле классицизм.
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «пейзаж» (городской, сельский), «перспектива и её виды», «точка зрения», «композиция», «принцип загораживания». Работа с текстом учебника. Работа с таблицей. Изобразительная (графическая) деятельность по памяти.
Ключевые понятия
-
Графика, линейный рисунок, перспектива и её виды, пейзаж, пространство в картине, точка зрения, выразительные средства графического рисунка (линия, штрих, тон, композиция, соотношение высоты и размера предметов, принцип загораживания).
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающимся предлагается рассмотреть картину русского художника XIX в. Н. Н. Ге «Дубы в горах Каррары» и поразмышлять над суждением. Высказать своё мнение. Задание направлено на осмысление значимости законов перспективы в работе художника |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Обучающимся предлагается рассмотреть стоп-кадры из мультфильма. Задание способствует актуализации имеющихся знаний о правилах изображения пространства. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Данное задание помогает усвоить законы воздушной перспективы. Учитель обращает внимание учащихся на размер и тон объектов |
4 | 4. Целеполагание | Учитель предлагает ученикам на основании выполненного задания сформулировать правила воздушной перспективы (соотношения размера, тона и контура предметов разных планов). Задание помогает освоить законы воздушной перспективы |
5 | 5.1. Открытие новых знаний | Прочитайте высказывание А. А. Дейнеки. На примере картины «Улочка в Париже» объясните значение (своё понимание) понятия «композиция». В конце учитель даёт определение композиции: «Композиция – это построение художественного произведения, соединение частей в единое целое в соответствии с определённой идеей». Задание помогает формированию теоретических знаний о законах перспективы. |
6 | 5.2. Открытие новых знаний | На экране представлены три варианта композиционного размещения элементов рисунка. Обучающиеся отвечают на вопросы: «Какая композиция, на ваш взгляд, наиболее удачная? На каких рисунках применён принцип загораживания?» Можно предложить учащимся нарисовать свой вариант композиции. |
7 | 5.3. Открытие новых знаний | Учитель спрашивает: «Совпал ли ваш вариант композиции с мнением художника?» Обучающиеся рассматривают композиционное размещение в авторском варианте. Задание помогает в формировании теоретических знаний о законах композиции и практического умения построения композиции. |
8 | 6. Первичное закрепление | Ребята на примере иллюстраций учебника убеждаются в правдивости утверждения: «Чем ниже линия горизонта, тем сильнее предметы первого плана загораживают предметы дальнего плана». Задание направленно на освоение знаний о принципе загораживания предметов |
9 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Учитель акцентирует внимание на том, что один и тот же объект можно представить по-разному, обращает внимание на композиционное размещение элементов, напоминает о значении понятий «линия горизонта», «точка схода», «точка зрения художника», «ракурс», «вид», «линейная и воздушная перспектива». Для примера учитель демонстрирует варианты композиций бульвара Капуцинок в Париже глазами художников-импрессионистов Клода Моне и Константина Коровина. Задание направлено на формирование навыков изображения в графике композиции пейзажа по памяти |
10 | 8. Итог урока | Ориентируясь на содержание прочитанного материала, обучающиеся выполняют задание. Данное задание может быть выполнено дома. |