Урок 48. Тема «Стихотворения о зиме». И. Суриков «Детство» (отрывок)
- – Формировать умения читать вслух и про себя;
- – обогащать словарь детей словами по теме чтения;
- – знакомить с выразительными средствами языка;
- – учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т. п.);
- – учить сочинять сказки или рассказы по заданной теме;
- – учить самостоятельно проверять знания по изученной теме.
-
– Читать предложения, отрывки из изучаемых произведений вслух и про себя;
– отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников;
– передавать интонацией своё отношение к читаемому;
– объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним;
– объяснять авторскую точку зрения;
– сочинять небольшие сказки или рассказы о героях изученных произведений;
– самостоятельно выполнять задания под рубрикой «Проверь себя»;
– оценивать свои знания («Это я знаю и могу выполнить» или «этого я еще не знаю».)
-
Жанр, тема, стихотворение, И. Суриков
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: литературный диктант | – Ребята, сегодня мы начнём наш урок с литературного диктанта. (Методика проведения диктанта представлена в пособии «Оценка достижения планируемых результатов по литературному чтению». В 2–х частях. Автор: Л. А. Ефросинина.) – Учитель читает словосочетания, а ученики на листочках записывают: – Деревья в лесу, снежная пороша, тяжёлые лапы, берёзки склонились, кружевные арки. – Из какого произведения мы с вами записали слова? (М. Пришвин «Деревья в лесу».) – Откройте учебники, найдите текст и проверьте свои работы. – Оцените свою работу. – Кто принёс книги Михаила Михайловича? – Работа с выставкой книг. – Рассказы учеников «Краски зимнего леса». |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Молодцы! А теперь послушайте, как представил свои впечатления от зимы русских поэт Иван Захарович Суриков. (Учитель читает (желательно наизусть) отрывок из стихотворения «Детство».) – Какие чувства вызывает это стихотворение? – Кто является рассказчиком и героем стихотворения? (Автор–рассказчик, автор–герой.) – Найдите стихотворение «Детство» в учебнике. Как это можно сделать? – Прочитайте фамилию автора. Заголовок. Прочитайте стихотворение самостоятельно и выполните модель обложки. – Проверьте свою работу. (Демонстрируется образец с ошибкой, например выбран зелёный цвет треугольника. Ученики должны заметить ошибку и предложить правильный вариант цвета.) |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Какое настроение мальчика в начале стихотворения? А в конце? – Как надо прочитать первые две строчки стихотворения? Какое чувство поэт передаёт в них? Объясните. – Перечитайте стихотворение неторопливо. Подумайте, с какими чувствами автор–рассказчик вспоминает своё детство? – Рассмотрите иллюстрацию. Какие строки из стихотворения к ней относятся? Прочитайте. – Подготовьте выразительное чтение. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: слово учителя об авторе стихотворения | – Обратите внимание ещё раз на иллюстрацию. На ней изображены мальчишки, одетые в полушубки и валенки. Именно так выглядели крестьянские ребятишки во времена Ивана Захаровича Сурикова. Родился поэт в 19 веке в Ярославской области. Детство Иван провёл в деревне, о чём сохранил самые светлые воспоминания, которые позже и отразил в своём стихотворении «Детство». Многие его стихотворения стали песнями. На заметку учителю. Суриков Иван Захарович родился 25 марта 1841 года в деревне Новосёлово Ярославской области Ярославской губернии, до 9 лет жил в родной деревне, которая своим простым укладом и красотами оставила в нём неизгладимое впечатление. Суриков прожил трудную жизнь, и это отразилось на его творчестве: он писал лирические стихи о народе, а многие его стихотворения становились песнями и даже стали считаться народными. Например, стихотворение И. Сурикова «Рябина» стала песней «Что шумишь, качаясь…». Молодого поэта-самоучку поддержал А. Н. Плеещев, который в 1863 году опубликовал его стихотворения в нескольких журналах. В 1871 году вышел первый сборник стихов И. Сурикова, в который вошло 54 произведения. Умер И. Суриков в Москве в 1880 году. Стихи И. Сурикова живут в учебниках и народных песнях, поколения русских лет знают наизусть стихотворение И. Сурикова «Детство». – Послушайте стихотворение Ивана Захаровича «Первый снег». Сравните это стихотворение И. Сурикова о начале зимы со стихотворением З. Александровой «Снежок». |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: сравнение произведений | – Вспомните произведение К. Ушинского «Мороз не страшен». Найдите его в учебнике. Прочитайте его самостоятельно и заполните таблицу. – Совместная проверка работы. Перечитывание произведений. |
6 | 6. Творческая работа | – Работа в группах. – Рассмотрите картины художников. – Какие зимние забавы на них изображены? – Какое настроение передано на картинах художников? Объясните. – Составьте коллективный рассказ «Зимние забавы». – Коллективная творческая работа «Зимние забавы». |
7 | 7. Обобщение изученного: тест | – А теперь давайте вспомним произведения, с которыми мы работали. Выполним проверочную работу. |
8 | 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Выучите стихотворение наизусть. – Сделайте рисунок «Зимние забавы» и подпишите (коллективная творческая работа.) |