Урок 46. Е. А. Баратынский. Лирика
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Отличать стихотворную речь от прозаической. 2. Находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. 3. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлаботонической системы стихосложения. 4. Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики.
Задачи урока
- 1. Пейзажная лирика.
- 2. Воспитание любви к природе.
- 3. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов «лирический герой» и “автор”.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, выразительное чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
автор и лирический герой в стихотворении; пейзаж в лирике
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания | Чтение стихотворений А. С. Пушкина. Учащиеся должны аргументировать свой выбор и ответить на вопросы учителя об изобразительно-выразительных средствах, использованных в стихотворениях. |
2 | 2. Выразительное чтение стихотворений | Анализ стихотворения Е. А. Баратынского «Водопад» строится на вопросах из рубрики «Обсудим вместе». Оставшуюся часть урока можно посвятить отработке выразительного чтения стихотворения, а также сопоставлению стихотворения Е. А. Баратынского с одноимённым произведением Г. Р. Державина и стихотворением Ф. И. Тютчева «Фонтан». Школьникам предлагается два поэтических текста, которые они должны выразительно прочитать, затем указать изобразительно-выразительные средства, а также сопоставить их со стихотворением Баратынского. Несмотря на то что фрагмент из стихотворения Державина более сложен для чтения, работу над ним следует предложить менее подготовленным учащимся: очевидна звукопись, обращение, сближающие это стихотворение со стихотворением Баратынского. Кроме того, оно пейзажное: изображены картины природы и выражено восхищение лирического героя. Учитель должен только пояснить устаревшие слова, сложные для понимания школьников. Напротив, кажущееся более простым стихотворение Тютчева, отдельные слова которого, впрочем, также нуждаются в учительском комментарии, содержит философский смысл, поэтому работу над ним лучше поручить более подготовленным учащимся. Анализ стихотворений проводится либо индивидуально, либо по группам. Во втором случае ответ может осуществляться разными учениками: один читает стихотворение, другой указывает художественные средства и т. д. В итоге делается вывод о преемственности образов и тематики в творчестве разных поэтов. |
3 | 3. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Просмотр слайд-шоу. |
4 | 4. Домашнее задание | Домашнее задание: Выучить стихотворение Е. А. Баратынского “Водопад”. |