Урок 44. А. С. Пушкин. Лирика. «Туча». «Зимняя дорога»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Отличать стихотворную речь от прозаической. 2. Находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. 3. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлаботонической системы стихосложения. 4. Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики.
Задачи урока
- 1. Изучение пейзажных стихотворений.
- 2. Воспитание любви к природе.
- 3. Усвоение понятий “автор” и “лирический герой”.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
автор и лирический герой в стихотворении; пейзаж в лирике
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Учитель рассказывает, чем автор произведения отличается от лирического героя. Автор создаёт произведение, использует художественные средства, передаёт настроение; лирический герой чувствует, мыслит, переживает. |
2 | 2. Повторение | Вопросы на повторение 1. С какими поэтическими текстами вы познакомились на уроках литературы в 6 классе? Какие из них вам особенно понравились? Почему? 2. Легко ли выявить чувства и мысли автора в стихотворных произведениях? Каким образом мы можем понять отношение автора к героям? 3. Кто является главным героем былин, баллад, исторических песен? Что мы можем сказать о героях народных лирических и литературных песен? 4. Вспомните стихотворения, которые вы читали в 5классе. С какими поэтами вы познакомились? Чему были посвящены их стихотворения? Работа с рубрикой ВЛЭ (учебник, ч. 2, с. 4–6) 1. Прочитайте фрагмент стихотворения А. В. Кольцова «Русская песня» и скажите, кто является героем произведения. 2. Докажите, что художественный вымысел отличает художественную литературу от научной. Приведите примеры. 3. Какие изобразительно-выразительные средства передают настроение лирического героя, его чувства? Школьники должны вспомнить эпитеты и сравнения. 4. Как называется сопоставление картин природы и чувств героя? В каких произведениях вы встречали этот художественный приём? 5. Вспомните, как называется художественный приём, построенный на переносе качеств живого существа на неживой предмет. В творчестве каких известных вам поэтов особенно ярко проявился этот приём? Учащиеся могут вспомнить стихотворения С. А. Есенина, изученные в 5 классе. |
3 | 3. Выразительное чтение | Учащиеся читают статью в учебнике об истории создания произведения, учитель — стихотворение (ч. 2, с. 6). На примере этого стихотворения удобно иллюстрировать то, чем отличаются и чем похожи автор и лирический герой. Обсуждение стихотворения осуществляется по вопросам рубрики «Решаем читательские задачи». Итогом обсуждения является вывод о том, что лирический герой — узник, сидящий в темнице и мечтающий о воле. Именно эта мечта о свободе и роднит Пушкина и лирического героя, которому автор сочувствует. |
4 | 4. Информация о домашнем задании | Класс выполняет задание. Домашнее задание: Прочитать статью в учебнике, выучить определения (ч. 2, с. 4–6). Стихотворение А. С. Пушкина «Узник» выучить наизусть. |