Урок 43. Загадка «Золотого жука»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Научиться выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). 2. Научиться воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи.
Задачи урока
- 1. Расширение пространственно-географических представлений.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: детектив, новелла.
- 3. Анализ новеллы “Золотой жук”.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, дискуссия
Ключевые понятия
-
жанр детектива, новелла
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Дискуссия | Вопросы и задания для обсуждения 1. Какое впечатление произвела на вас эта история? Перескажите фрагменты, которые вам понравились. 2. Прочитайте описание жука. Вам удалось его представить? Какие слова помогли вам в этом? Выделите их. 3. Попробуйте изобразить жука с учётом его особенностей в рабочей тетради. Какие цвета вы будете использовать? (Золотой и чёрный.) 4. Кто из персонажей вызывает у вас улыбку? Почему? Как он себя ведёт, как относится к золотому жуку, другим героям, к ситуации? 5. Почему новелла называется «Золотой жук», а не «Клад капитана Кидда» или, например, «Кладоискатели»? Какую роль в этой истории сыграл золотой жук? Поясните свой ответ. 6. Согласны ли вы с мнением рассказчика, что «обрести драгоценный клад через посредство зловещей эмблемы пиратов — в этом чувствуется некий поэтический замысел»? Поясните свой ответ. 7. Подумайте: «Золотой жук» — произведение приключенческое или это детектив? Свой ответ обоснуйте. Чем детектив близок сказке? (Добро всегда побеждает зло.) Рассказ соединяет в себе оба жанра, его можно назвать «приключенческий детектив», так как произведение имеет признаки как приключения, так и детектива. Именно к такому выводу и нужно привести школьников. |
2 | 2. Итоговое задание | Класс просматривает слайд-шоу и выполняет задание. |
3 | 3. Информация о домашнем задании | Просмотр слайд-шоу. Домашнее задание: Прочитать материал в учебнике (ч. 1, с. 302 — рубрика ВЛЭ) и выполнить творческое задание. Учащиеся выбирают одно из заданий и выполняют его устно или письменно в рабочей тетради. 1. В новелле не рассказывается история капитана Кидда. Придумайте её и запишите. Помните, что это должны быть необыкновенные приключения капитана и пиратов. Расскажите об этом так, чтобы читать было интересно. 2. Подумайте, чьим предшественником в литературе можно считать Огюста Дюпена. Кто ещё обладал незаурядными аналитическими способностями, использовал дедукцию (цепь логических умозаключений) как метод расследования преступлений? Подтвердите своё мнение примерами. 3. Прочитайте «Пляшущих человечков» Артура Конан Дойла. Что роднит это произведение с «Золотым жуком» Э. По? 4. Выскажите своё мнение (можно в форме эссе) о характерных особенностях произведений Э. По, о которых сам писатель говорил, что они заключаются «в нелепостях, доведённых до гротеска, в страшном, которому придан оттенок ужасного; в остроумии, возведённом в степень бурлеска; в необыкновенном, превращённом в странное и таинственное». Ответ аргументируйте, опираясь на текст «Золотого жука”. |