Урок 4. Ударные и безударные гласные звуки в слове
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Повторить понятие «ударение»; учить выделять ударный гласный в слове
Ключевые понятия
-
гласные звуки, ударение, звуковая модель слова, совершенствование графического навыка, порядок действий при списывании
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Каллиграфическая минутка. Проанализировать сходство и различия между написанными на доске строчными буквами: и, й, ш. В рабочей тетради прописать данную последовательность букв несколько раз, обращая особое внимание на параллельность элементов и на расстояние между элементами в каждой букве; на сохранение одинакового расстояния между буквами и на параллельность букв между собой. |
3 | Актуализация знаний | Рубрика «Вспомни изученное» напоминает о том, как выглядит знак ударения. |
4 | Актуализация знаний | Рубрика «Давай подумаем» организует тренировку в правильной постановке ударения. Использован метод «от обратного». Прочитать стихотворение с таким ударением в словах, которое поставил Федя, трудно, поэтому лучше попросить это сделать сильного ученика. Перед списыванием двустишия в тетрадь нужно напомнить алгоритм списывания, введённый на уроке 2, и организовать построчное списывание в точном соответствии с указанной последовательностью действий. После записи и её проверки (фронтальной) в словах ставится знак ударения. |
5 | Этап усвоения новых знаний | При работе с рубрикой «Обрати внимание» попросите учеников запомнить случаи, в которых знак ударения не ставится, и предложите придумать примеры таких слов. Ученики называют слова типа мел, берёза, клён, ключ, верёвочка (обращая внимание на отсутствие знака ударения в односложных словах и в словах с буквой ё). |
6 | Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 1 — повторение способа определения ударного гласного: произнесение слова со звательной интонацией. Выполняется письменно. Класс хором произносит со звательной интонацией названия птиц. После этого учащиеся самостоятельно списывают три предложения и ставят знак ударения в словах. Учитель то же самое делает на доске и просит проверить правильность постановки ударения. |
7 | Этап усвоения новых знаний | Словарные слова воробе́й, доро́га, соро́ка записать в рабочей тетради. Записать составленные с этими словами предложения под диктовку учителя. Подчеркнуть в словарных словах «опасные» буквы. При работе со словарными словами учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению. |
8 | Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» указывает на более длительное звучание ударного гласного. Обратите внимание. Во 2 классе учащимся не сообщается, что русское ударение комбинированное и ударный слог в некоторых случаях может звучать громче и сильнее безударного. Даётся только одна характеристика — длительность звучания ударного слога, так как эта характеристика постоянная. |
9 | Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 2 — отработка умения определять место ударения в словах, находить ударный гласный. Загадки отгадываются коллективно, в тетради отгадки записываются на следующей строке со строчной буквы под контролем учителя, так как правописание слов-отгадок может вызвать затруднение. После того как отгадка записана, предложите детям произнести слово со звательной интонацией, а потом назвать гласный звук, который звучит дольше других. После получения правильного ответа попросите детей поставить в словах знак ударения и объяснить, почему в двух последних словах-отгадках (слон, ёлка) этот знак ставить не нужно. |
10 | Первичное закрепление материала | Выполняется устно упражнение 3, помогающее понять смыслоразличительную роль ударения. Необходимо разъяснить значение слов чу́дно и чудно́ и предложить составить предложения с этими словами. Учитель также просит привести примеры слов, различающихся местом ударения. Если ученики не смогут привести свои примеры, можно привести предложения, в которых такие слова используются неверно. Например: «Мы купили в мебельном магазине новые полки́» (дети должны исправить ошибку и назвать пару слов полки́ — по́лки) или «На столе стоят чайные кружки́» (ученики называют пару слов крyжки́ — кру́жки). |
11 | Актуализация знаний | Выполняется упражнение 4 (работа в группе) — только в классе с высоким уровнем готовности к усвоению материала, так как тема «Слог» будет отрабатываться на уроке 12. Варианты выполнения. Выполняется устно. 1. Учащиеся по цепочке читают слова, произносят их со звательной интонацией, называют ударный гласный. 2. Учитель просит найти среди слов упражнения слова с ударным гласным звуком [о], потом с ударным гласным звуком [а] (ученики обязательно должны назвать и слово яблоко, объяснив, где «спрятался» звук [а]), потом с ударным [э] и, наконец, с ударным звуком [и]. |
12 | Дополнительный материал | Дифференцированная работа. Проводится с опорой на тетрадь «Учусь писать без ошибок». Учащиеся, требующие педагогической поддержки, под руководством учителя выполняют упр. 1 и 2. В первом упражнении, кроме основного задания, ученики находят ещё ударный гласный и ставят знак ударения. Остальные учащиеся самостоятельно выполняют упр. 4 учебника, а потом упр. 1 и 2 в тетради. |
13 | Дополнительный материал | Дополнительная работа. Отгадать загадки, отгадки записать под руководством учителя в тетрадь столбиком, поставить в словах ударение. 1. Куда бежит — сама не знает. В степи ровна, В лесу плутает, Споткнётся у порога. Что это? (Доро́га) 2. Стоит Антошка На деревянной ножке. Руки из палки, В руках мочалки. (Пу́гало) 3. На стеблях белеют чашки, В них и нитки, и рубашки. (Хло́пок) Записать отгадки ещё раз и поставить ударение на другом слоге. Обсудить значение получившихся слов. Запись в тетради: доро́га — дорога́, пу́гало — пуга́ло, хло́пок — хлопо́к. Учитель обязательно просит составить предложения с каждым словом пары. Возможные ошибки. Ученики предлагают записать «до́рога» (наречие дорого). Помощь. Пояснить, что слово до́рого пишется с буквой о на конце, значит, нужно подобрать другое слово — дорога́. Ещё одна ошибка может быть при составлении предложений со словом пуга́ло, так как ученики пока не знакомы с понятием рода и могут составить предложение типа «Петю пуга́ло темнота». Помощь. Попросить составить предложение, в котором будут использованы оба слова сразу («Пу́гало пуга́ло птиц»; «Это пу́гало никого уже не пуга́ло» и т. п.). |
14 | Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |