Урок 4. Характеристика человеческого капитала России
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
вне линии УМК/Серии
География
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Ключевые понятия
-
человеческий капитал, индекс человеческого развития, географические различия в качестве населения, трудовые ресурсы, экономически активное население, рынок труда
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Учащиеся обсуждают высказывание Билла Гейтса |
2 | 2. Актуализация знаний | Учащиеся анализируют схему, устанавливают соподчинение понятий. Вопросы для беседы: 1. Как вы думаете, зачем нужно изучать человеческий капитал? 2. Почему человеческий капитал является национальным богатством страны? |
3 | 3.1. Изучение нового материала | Учащиеся изучают данные таблицы и формулируют вывод. Учитель обращает внимание учащихся на то, что в последнее время большую роль играют виды хозяйственной деятельности, требующие глубоких знаний, а ведущим фактором развития страны является человеческий капитал. |
4 | 3.2. Изучение нового материала | Учитель объясняет, чем отличаются физический и человеческий капитал. Для примерной оценки качества населения чаще всего применяется используемый ООН индекс человеческого развития (ИЧР), который до 2013г. назывался «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП). Индекс был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком; его концептуальная структура была создана благодаря работе индийского экономиста Амартии Сена. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчётах о развитии человеческого потенциала с 1990 г. |
5 | 3.3. Изучение нового материала | Учащиеся изучают схему, делают выводы |
6 | 3.4. Изучение нового материала | Учащиеся анализируют карты, формулируют выводы |
7 | 3.5. Изучение нового материала | Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
8 | 3.6. Изучение нового материала | Объяснение учителя: 1. В постиндустриальном обществе основным «средством производства» является квалификация сотрудников. В этом смысле средства производства принадлежат самому работнику, поэтому ценность сотрудников для компании резко возрастает. 2. По мнению экспертов в области управления человеческим капиталом: «В развитых странах с экономикой знаний человеческий капитал является основой развития. Бóльшую часть инвестиций эти страны направляют именно в человеческий капитал и инновационные технологии, которые опять же создают люди ― это обеспечивает странам мировое лидерство. К сожалению, пока Россия заметно отстаёт по уровню развития кадров и технологий. В глобальном рейтинге конкурентоспособности талантов страна занимает лишь 51-е место. Это происходит во многом потому, что на данный момент большинство отечественных компаний (95%) не используют модели и методологии управления талантами. «Умные» инвестиции в HR и передовые IT-технологии ― безальтернативный способ увеличить качество и скорость развития человеческого капитала в России сегодня. Только используя эти возможности, мы сможем догнать технологически развитые страны» |
9 | 3.7. Изучение нового материала | Учитель предлагает учащимся изучить схему и сформулировать определение «трудовые ресурсы» |
10 | 3.8. Изучение нового материала | Рассказ учителя. Учитель обращает внимание на то, что по методологии Международной организации труда в эту категорию включают людей в возрасте от 10 до 72 лет: занятых (предпринимателей и нанятых работников), безработных В ходе беседы учащиеся составляют схему: Экономически активное население = Рабочая сила = Занятые + Безработные. |
11 | 3.9. Изучение нового материала | Задание учащимся: 1. Проанализируйте диаграмму. В каких федеральных округах высокий и низкий уровень безработицы? Как вы думаете, почему? |
12 | 3.10. Изучение нового материала | Задание учащимся: 1. Выявите географические различия в уровне занятости населения в сфере услуг. Учитель обращает внимание на то, что в этих условиях важными задачами становятся: снижение смертности людей в трудоспособном возрасте, повышение занятости инвалидов, рост производительности труда и привлечение трудовых мигрантов из-за рубежа. Прогноз: к 2020 г. доля людей трудоспособного возраста старше 45 лет увеличится, а доля молодых людей младше 29 лет сократится. Это приведёт к росту дефицита трудовых ресурсов. |
13 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | Учитель предлагает школьникам высказать свою точку зрения |
14 | 5. Рефлексия учебной деятельности | Учащиеся оценивают значение полученных знаний на уроке |
15 | 6. Информация о домашнем задании | Учитель объясняет, как выполнить домашнее задание |