Урок 36. Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив. Д. Дефо
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Научиться выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). 2. Научиться воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. 3. Начать учиться писать сочинение.
Задачи урока
- 1. Расширение пространственно-географических представлений.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: жанр путешествия, детектив
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
жанр путешествия, жанр детектива
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания | Урок начинается с просмотра концовки фильма и обсуждения главы о Робинзоне из книги С. Рассадина, Б. Сарнова «В стране литературных героев». Вопросы для обсуждения 1. Что нового о Робинзоне вы узнали? 2. Почему «виртуальные путешественники» по стране литературных героев не могли помочь Робинзону Крузо? 3. В чём секрет успеха книги Д. Дефо «Робинзон Крузо» со времени появления книги и до сего дня? Ребята ответят, что интересна сама тема — приключения, романтика моря, путешествия в экзотические страны, тем более что во времена Дефо на карте ещё были «белые пятна». Но так ли уж много места в романе уделяется путешествиям героя? |
2 | 2. Закрепление и проверка знаний | Ученики выполняют задание на знание последовательности событий в романе. |
3 | 3. Освоение нового материала | Класс просматривает слайд-шоу, где сформулированы выводы, к которым должен подойти читатель. |
4 | 4. Информация о домашнем задании | Учитель обращает внимание учащихся на последние восклицания, произносимые попугаем: «Робин, Робин, Робин Крузо! Счастливый Робин Крузо! Куда ты попал? Где ты был?» Почему этой фразой заканчивается произведение? Что, вероятнее всего, теряет и что приобретает Крузо, возвратившись домой? Домашнее задание: Написать небольшое сочинение-размышление, ответив на следующие вопросы. 1. Был ли Робинзон счастлив на необитаемом острове? Если да, то в чём это счастье состояло? 2. Как вы думаете, смог бы современный цивилизованный человек выжить на необитаемом острове? 3. Если бы вы оказались в таком положении, что бы выделали? Помогла бы вам в этом случае книга Д. Дефо «Робинзон Крузо? 4. Какие человеческие качества Робинзона заслуживают, по-вашему, уважения и почему? В чём заключается идея книги Д. Дефо «Робинзон Крузо»? |