Урок 35. Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив. Д. Дефо
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Научиться выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). 2. Научиться воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. 3. Начать учиться писать сочинение.
Задачи урока
- 1. Проанализировать иллюстрации к роману.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: жанр путешествия, детектив.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
жанр путешествия, жанр детектива
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания | На уроке акцент делается на произведении Дефо и его главном герое. Учащиеся подготовили материал о Дефо с использованием Интернет-ресурсов. Наиболее оригинальные работы учащиеся представляют на уроке, остальные учитель оценивает по их письменным работам. Проверка домашнего задания В процессе анализа текста учителю важно понять, что запомнили учащиеся при самостоятельном чтении, правильно ли они понимают замысел писателя, какие вопросы вызвали затруднения. Поэтому после кратких сообщений учащихся о писателе учитель переходит к рубрике «Решаем читательские задачи». |
2 | 2. Просмотр отрывков из фильма | «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (реж. С. С. Говорухин, 1972). |
3 | 3. Этап усвоения нового материала | Учащимся интересно будет узнать, что история о человеке на необитаемом острове была взята Дефо непосредственно из жизни. Кто же послужил прообразом главного героя романа? Из рассказа учителя или сообщения ученика, подготовленного заранее, ребята узнают о судьбе моряка Александра Селькирка, которая послужила реальной основой, источником для написания «Робинзона Крузо». Сообщите учащимся, что это не единственная версия. По мнению исследователей творчества Д. Дефо, существуют и другие прототипы Робинзона Крузо, и не только европейцы. Это и Фернао Лопес из португальских мореплавательских хроник XVI столетия, имевший своего Пятницу — яванского слугу и «попугая» — ручного петуха, следовавшего за ним по пятам. По версии ирландского путешественника и писателя Тима Северина прототипом Робинзона мог быть Генри Питман из книги «Повесть о великих страданиях и удивительных приключениях хирурга Генри Питмана». Питман и Дефо были знакомы, писатель мог слышать о его злоключениях от него самого. Ещё один из предполагаемых героев, который мог послужить прообразом Крузо, по мнению литературоведа А. А. Аникста, — Хаджи Бен Иокдан, создавший в одиночку целую культуру. Дефо он мог быть знаком из книги арабского писателя XII века Ибн Туфайля. Выживание на необитаемом острове — явление нередкое со времени зарождения мореплавания, поэтому рассказы, которые теперь называют «робинзонадами» (по имени главного героя романа Д. Дефо), волновали людей задолго до появления «Робинзона Крузо». |
4 | 4. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Работа с рубрикой « Обсудим вместе» 1. Подумайте, почему Д. Дефо поместил своего героя на необитаемый остров, где ему пришлось в буквальном смысле слова бороться за существование? В чём заключался замысел автора? Какова художественная цель романа? 2. Можем ли мы считать роман о Робинзоне Крузо книгой, пробуждающей в человеке его жизненную энергию, силу духа, так необходимую в противостоянии трудностям судьбы и решении проблем? Задание для учащихся Подумайте и ответьте письменно на вопросы. 1. Какие особенности традиций фольклора и литературы можно выявить в романе Дефо? 2. В чём проявилось новаторство писателя? 3. С какими героями литературы можно сопоставить Робинзона Крузо, в чём их сходство и различия? |
5 | 5. Информация о домашнем задании | Просмотр отрывка из фильма. Домашнее задание: Задание-игра «Отправляемся в виртуальное путешествие». 1. Прочитать путешествие десятое — «Как Паганель чуть не стал Робинзоном» в книге Станислава Рассадина и Бенедикта Сарнова «В стране литературных героев. (Сценарии популяр- ной радиопередачи 70-х годов)» (http:/www.e-reading.co.uk/ book.php?book=50717). 2. Подготовиться к обсуждению в классе. 3. Составить карту острова Робинзона Крузо. |