Урок 32. Литературная песня. А. В. Кольцов
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство с понятием «литературная песня».
Задачи урока
- 1. Приобщение к традициям народной культуры.
- 2. Повторение понятия “народная песня”.
- 3. Усвоение и актуализация литературоведческого понятия «литературная песня».
- 4. Знакомство с творчеством А. В. Кольцова.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, выразительное чтение, заучивание наизусть, рисование словесных картин
Ключевые понятия
-
песня народная, песня литературная, Кольцов
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | На уроке повторяются художественные особенности народной песни, вводится понятие песни литературной. Учащиеся знакомятся с биографией А. В. Кольцова и его стихотворениями, отмечают их художественные особенности. Урок можно начать с повторения понятия народной песни: учащиеся вспоминают разновидности народных песен и их художественные особенности. Просмотр слайд-шоу. |
2 | 2. Слушание песен | Учитель предлагает учащимся послушать песни, не указывая, что это песни, написанные конкретным человеком. Учащиеся указывают особенности народной песни, определяют её вид, после чего учитель объясняет, что это песня литературная, то есть созданная автором, но всеми воспринимаемая как народная. Стоит упомянуть о задании, которое учащиеся выполняли в рабочей тетради: сопоставление песни Ю. Нелединского-Мелецкого с народной, на основе которой она была создана. Учителю важно подчеркнуть, что не только поэты создавали литературные песни на основе народной, но и литературная песня часто воспринималась как народная. Вопрос для обсуждения 1. Почему многие литературные песни воспринимались как народные? 2. Чем они близки народным? Обсуждение этого вопроса можно организовать по группам, используя раздаточный материал с текстами песен, упоминаемых в статье учебника. |
3 | 3. Выразительное чтение | Чтение стихотворений Кольцова. Стихотворение «Косарь» читает учитель, «Не шуми ты, рожь» и «Русская песня» — подготовленные ученики. После чтения для выявления непосредственного восприятия стихотворения ученики отвечают на вопрос: Какое из стихотворений А. Кольцова понравилось вам больше всего? Какие чувства оно у вас вызвало? Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главного героя и героини. |
4 | 4. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Работа с текстом статьи о Кольцове. На экране портрет Кольцова. Учащиеся читают статью в учебнике и отвечают на вопрос. В чём заключалась трагедия жизни А. В. Кольцова? «У маленького Алёши была крепостная няня, ходившая, впрочем, и за другими детьми. Тому факту, что у Кольцова, как и у других наших прославившихся поэтов, была няня „из народа“, в данном случае не следует придавать особенного, исключительного значения, какое он мог иметь в судьбе баричей-поэтов, знакомившихся с народною жизнью только урывками и оторванных от неё всею обстановкою и привычками. Конечно, рассказы няни, её сказки и песни могли проникнуть в чуткую душу ребёнка-Кольцова и могли найти там отклик. Может быть, в народные обороты, в простой, но чудесный язык его песен вошло что-нибудь из слышанного от няни в детстве... но всё-таки для знакомства с народом у Кольцова оказались впоследствии более могущественные средства: он сам с головою окунулся в океан народной жизни; он проводил целые долгие месяцы в деревнях, слышал народную песню в широких привольных степях, слышал и заунывное причитанье пряхи под треск догорающей лучины, слушал не раз вой вьюги, застигнутый ею в дороге, и завывания голодных волков. Нужно сознаться, что не только у лиц, выступавших на литературном поприще до Кольцова, не было такого опыта и знания народной жизни, такой непосредственной близости к ней, но даже и у позднейших писателей, претендовавших на знание этой жизни, оно встречалось далеко не часто. И в этом заключается, конечно, одна из причин сильного воздействия поэзии Кольцова на читателей». (Из биографического очерка В. В. Огаркова «Алексей Кольцов. Его жизнь и литературная деятельность») Вопросы для учащихся Что, по мнению критика, отличает Кольцова от остальных поэтов? Какие жизненные факторы определили своеобразие лирики А. В. Кольцова? Дальнейшая работа на уроке организуется по вопросам рубрик «Обсудим вместе» и «Решаем читательские задачи». Вопросы и задания второй рубрики предлагаются ученикам по вариантам. |
5 | 5. Итоговое задание | Учащиеся дают определение литературной песне и говорят, чем она отличается от народной и чем близка ей. Повторяется понятие звукописи, выполняется задание рубрики «Возьмите на заметку», что позволит сделать вывод о фольклорных традициях в творчестве А. В. Кольцова. Этому способствует и рубрика «Давайте поспорим», работа над которой завершает знакомство с лирикой Кольцова. Выполняется задание на усвоение терминологии (установка соответствия). |
6 | 6. Информация о домашнем задании | Ребята слушают чтение баллады А. К. Толстого «Илья Муромец». Домашнее задание: 1. Выучить фрагмент из стихотворения «Косарь» со слов «Степь раздольная / Далеко вокруг...» до слов «Поклонись, цветы, / Головой к земле». 2. Ответить на один из вопросов рубрики «Повторяем пройденное» и подготовиться к контрольной работе. |