Урок 31. Художественный образ в музыке
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Понимать интонационно-образную природу музыкального искусства
Задачи урока
- – определять общий характер музыкальных образов и выражать своё отношение к ним в виде устных и письменных высказываний;
- – оценивать и соотносить характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;
- – осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет, собирать личную коллекцию музыкальных произведений.
Виды деятельности
-
Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий. Работа с учебной и справочной литературой.
Ключевые понятия
-
Художественный образ в музыке. Условный характер музыкального образа. Интерпретация. Понятие программной музыки. Зримость и пластичность музыкального образа.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Открытие новых знаний | «В гостях у великих композиторов». Начнём с Вольфганга Амадея Моцарта, послушаем чарующую музыку «Турецкого рондо». Следующий композитор – Людвиг ван Бетховен. Звучит первая часть сонаты № 8. И наконец, посетим Петра Ильича Чайковского, послушаем одно из его музыкальных сочинений (самостоятельный выбор). Учащиеся характеризуют музыкальные образы этих произведений. |
2 | 2. Первичное закрепление | Далее – выполнение задания 43 в рабочей тетради: учащиеся слушают и читают высказывания известных композиторов, а затем в таблице справа называют характерные особенности создания музыкальных образов. Всякий раз перед учащимися ставятся вопросы такого характера: 1. Что вас удивило (оказалось неожиданным) в этом высказывании? Почему? 2. Что вы записали в таблице справа? Далее в рабочих тетрадях учащиеся письменно отвечают на вопрос: «Что, по вашему мнению, особенно важно в творческом процессе создания музыкального образа?» Через 3–5 минут заслушаем некоторые ответы учащихся, выскажем свое мнение и дополним ответы одноклассников. |
3 | 3. Самостоятельная работа с самопроверкой | Беседа о программной музыке. Учащиеся отвечают на вопросы второго задания рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля», дополняют друг друга, слушают некоторые музыкальные сочинения, упоминаемые в главе: – фрагмент из Седьмой («Ленинградской») симфонии Д. Д. Шостаковича; – «Полёт шмеля» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»; – фрагмент из оркестровой пьесы композитора А. В. Мосолова «Завод. Музыка машин». Вопрос классу: «Можно ли утверждать, что в прослушанных произведениях использованы элементы программной музыки? Поясните свой ответ». Ответы учащихся. Обобщение учителя. |