Урок 30. Поэма «Руслан и Людмила». Песни четвёртая, пятая, шестая. Финал поэмы: анализ текста. Поэма и сказка
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Воспринимать текст литературного произведения. 2. Анализировать текст литературного произведения. 3. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Задачи урока
- 1. Анализ четвёртой, пятой, шестой песней поэмы. Связь с фольклором.
- 2. Анализ финала поэмы. Рассмотрение системы персонажей в сказке.
- 3. Отработка навыков выразительного чтения.
Виды деятельности
-
Анализ текста, беседа, выразительное чтение
Ключевые понятия
-
Поэма, художественный вымысел, сказка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания и закрепление ранее изученного материала | Учащиеся выразительно читают фрагменты, выслушивают замечания учителя, при наличии времени повторяют попытку. Остальным учащимся выполняют задание (расставляют события в верной последовательности). Ученики определяют, сколько в поэме сюжетов (историй), кроме главного — истории о Руслане и Людмиле. Составляют «сюжетное дерево»: главный сюжет — ствол, другие сюжеты, касающиеся остальных персонажей, — ветви. Каждой ветви необходимо дать название (например: «История Финна и Наины») и рядом привести раскрывающую суть этой истории цитату из поэмы |
2 | 2. Анализ текста поэмы | Класс анализирует текст поэмы, отвечает на следующие вопросы: 1. Какие события заключительной части поэмы вас удивили? 2. Почему автор не рассказывает историю по порядку, а переключает внимание на разных героев? 3. Расскажите, что случилось с Ратмиром. Почему он оставил поиски? 4. Как злой чародей перехитрил Людмилу? 5. Какие подвиги совершает Руслан в поисках Людмилы? Как это его характеризует? 6. Перечитайте сцену сражения с Черномором. Какие качества проявляют герои в этой сцене? 7. Как Руслан находит Людмилу? 8. С кем встречается он на обратном пути? 9. Как проводит время Фарлаф, пока Руслан ищет Людмилу? Кто помогает ему? 10. Объясните вещий сон Руслана. 11. Какой вероломный поступок совершает Фарлаф? 12. Как объясняет автор своё желание завершить поэму? 13. Как Финн в последний раз помогает Руслану? Какие волшебные средства он для этого использует? 14. Какими событиями завершается поэма? Ребята выполняют тестовое задание |
3 | 3. Этап освоения нового материала | Ребята смотрят слайд-шоу «Поэма и сказка». Размышляют на тему жанрового разнообразия произведения А. С. Пушкина |
4 | 4. Информация о домашнем задании | Ребята смотрят отрывок из фильма-сказки «Руслан и Людмила». Домашнее задание: 1. Самостоятельно подобрать цитаты для характеристики героев. 2. Выберите один из особенно понравившихся вам эпизодов поэмы, выучите отрывок наизусть и прочитайте его выразительно, передавая ваше и авторское отношение к происходящему. Объясните свой выбор фрагмента. |