Урок 30. «Маленький принц» - философская сказка
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Анализ текста сказки “Маленький принц”
Задачи урока
- 1. Разобрать понятие «философская сказка».
- 2. Выразительное чтение текста.
- 3. Проверка на знание текста сказки «Маленький принц».
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, выразительное чтение, рассказывание, интерпретация
Ключевые понятия
-
Философская сказка, Экзюпери, “Маленький принц”
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания | Ребята отвечают на вопросы. 1. Понравилась ли вам сказка? Какие эпизоды вам запомнились? Ученики представляют иллюстрации к понравившимся эпизодам, рассказывают о них. 2. Какие чувства вызывает у вас Маленький принц? Каким вы себе его представляете? 3. Всё ли понятно в этой сказке? Что показалось вам не совсем ясным? Может быть, ваши друзья смогут ответить на ваши вопросы. Проверка заданий, предложенных группам Расскажите о планетах, которые посетил Маленький принц по пути на Землю. Охарактеризуйте Короля, Пьяницу, Делового человека, Честолюбца, Географа. Как вы думаете, каково авторское отношение к этим персонажам и совпадает ли оно с мнением Маленького принца? Чем от всех этих людей отличается Фонарщик? Класс выполняет задание на установку соответствия. |
2 | 2. Выразительное чтение текста учениками | Выразительное чтение диалогов Маленького принца с Королём, Пьяницей, Деловым человеком, Честолюбцем и Географом. Диалоги с Розой и Лисом дети также читают по ролям. Прослушивание диалога с Розой чтецом (аудио). Школьники должны прийти к выводу, что образ Розы несёт идею любви, а Лиса — дружбы. И оба они также воплощают ответственность за них Маленького принца. |
3 | 3. Этап усвоения нового материала и закрепления материала | Учитель обращает учащихся к рубрике ВЛЭ (учебник, ч. 1, с. 170) и понятию «философская сказка». Целесообразно провести параллели со сказкой Гаршина «Attalea Princeps», которая уже знакома ученикам. После чего класс отвечает на вопросы. |
4 | 4. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Ребята выполняют задания и отвечают на вопросы. Вопросы для обсуждения 1. Как вы думаете, почему первое появление Маленького принца на Земле произошло в пустыне? Что собой символизирует этот образ? Можем ли мы назвать Маленького принца одиноким? 2. Какую роль в жизни принца сыграли Роза и Лис? Чему они научили его и чему он у них научился? Можно ли сказать, что эти образы символичны (то есть содержат некий обобщающий смысл)? Докажите свои предположения. Какую идею воплощает образ Розы и какую — образ Лиса? Почему автор назвал Лиса Лисом, а не лисой? В чём смысл такой замены? 3. Подумайте и скажите, почему автор сделал рассказчиком Лётчика, а не принца. Почему Лётчик и Маленький принц подружились? Справедлив ли Лётчик, когда относит себя к миру взрослых? 4. Какую роль играет образ Змеи? Перечитайте её диалоги с Маленьким принцем. Что означают её слова «Я решаю все загадки» и утверждение, что и среди людей можно быть одиноким? 5. Какие ещё афоризмы встретились вам в тексте? 6. Что случилось с Маленьким принцем в финале книги? Как вы думаете, вернулся ли он на свою планету? Как правило, учащиеся не дают однозначного ответа на этот вопрос. Стоит напомнить им, что Змея символизирует не только смерть, но и мудрость. А в сказке большую роль играет условность: недаром принц живёт на астероиде и путешествует с птицами. |
5 | 5. Информация о домашнем задании | В конце урока целесообразно обратиться к рубрике «Давайте поспорим» (учебник, ч. 1, с. 170) и, опираясь на высказывания учеников, сделать вывод о своеобразии философской сказки и о том, чему научила их сказка «Маленький принц», что показалось им особенно важным. Класс заполняет пропуски в отрывке из текста сказки (прощание с Розой). Домашнее задание: Выполнить творческое задание — написать работу на одну из двух предложенных тем (см. учебник, ч. 1, с. 171). 1. Если бы я встретился с Маленьким принцем... 2. Хочу ли я стать взрослым? 3. Письмо от имени Маленького принца, адресованное Лётчику. |