Урок 30. Художественный язык декоративно-прикладного искусства. Статика и динамика в декоративной композиции
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Научиться выполнять декоративное панно «Древо жизни».
Задачи урока
- Познакомиться с художественным языком декоративно-прикладного искусства.
- Изучить свойства декоративной композиции: стилизованное преображение натуры, нарядность, красочность, узорчатость реального мира.
- Познакомиться с цветовыми решениями декоративных композиций.
- Рассмотреть основные композиционные схемы: круг, треугольник, квадрат, овал и др.
- Познакомиться с характерными особенностями декоративной композиции: симметричная, асимметричная; статичная, динамичная; замкнутая, открытая; мажорная, минорная.
- Познакомиться с ритмом как основным средством художественной выразительности декоративной композиции.
- Научиться выполнять декоративное панно «Древо жизни» гуашью.
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «декоративно-прикладное искусство», «средства выразительности декоративно-прикладного искусства (композиция, цвет, линия, ритм)», «выразительные средства декоративно-прикладного искусства (стилизованное преображение натуры, нарядность, красочность, узорчатость реального мира)», «характер декоративных композиций (динамичность, статичность и др.)». Декоративная деятельность. Работа с учебником.
Ключевые понятия
-
Декоративно-прикладное искусство, выразительные средства декоративно-прикладного искусства (стилизованное преображение натуры, нарядность, красочность, узорчатость реального мира), характер декоративных композиций (динамичность, статичность и др.), стилизация образов природы.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающиеся рассматривают фото с предметами декоративно-прикладного искусства и размышляют, над высказыванием русского художника А. Б. Салтыкова. Задание является вхождением в тему урока. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Обучающиеся рассуждают, образы каких животных часто используются в изделиях русского народного декоративно-прикладного искусства. Задание направлено на актуализацию знаний об художественных образах декоративно-прикладного искусства. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся знакомятся с основным свойством декоративной композиции (стилизованное преображение любой натуры, выявление красочности, узорчатости реального мира). Объясняют суть данного свойства на примере реалистичного изображения рябины и хохломского орнамента Задание способствует формированию знаний об особенностях стилизации и цветовом решении декоративного образа. |
4 | 4. Целеполагание | Обучающиеся сравнивают декоративные изображения лошади с реалистическим. Характеризуют работу художника с цветом в создании декоративных образов. Задание направлено на развитие умений цветового анализа декоративного образа. |
5 | 5.1. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с основными композиционными схемами (круг, овал, квадрат, прямоугольник и др.). Ученики определяют схемы представленных композиций. Задание способствует формированию знаний о композиционных схемах в декоративно-прикладном искусстве. |
6 | 5.2. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с типами композиций. Ученики размышляют, в чём заключается суть представленных типов композиций, исходя из их названия. Задание направлено на приобретение предметных знаний о типах композиций, формирование опыта анализа декоративных композиций. |
7 | 5.3. Открытие новых знаний | Учитель знакомит обучающихся с одним из основных средств художественной выразительности декоративной композиции – ритмом. Ученики определяют ритмы декоративных композиций народных игрушек. Задание формирует опыт анализа композиций произведений народного искусства, формирует знания о ритме в декоративной композиции |
8 | 6. Закрепление новых знаний | Обучающиеся рассматривают произведения народного искусства. Размышляют, чем обоснован выбор композиционной схемы в каждом из представленных изделий – формой предмета, традициями промысла, замыслом художника. Задания формируют опыт анализа произведений декоративно-прикладного искусства, актуализирует знания о понятии «композиция». |
9 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Обучающиеся рассматривают примеры стилизации древа жизни в старинных произведениях русских мастеров. Выполняют декоративное панно «Дерево жизни». Задание направлено на развитие умений создавать декоративную композицию. |
10 | 8. Итог урока | Обучающиеся определяют признаки статичной и динамичной композиции. Задание способствует закреплению знаний о средствах выразительности декоративной композиции. |