Урок 3. Тайны художественного образа
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
– Формировать и развивать понятия о художественном образе и его свойствах; – понимать роль художественного образа в произведении искусства; – вырабатывать умения различать основные виды и способы создания художественной образности, создавать атмосферу переживания художественного образа.
Задачи урока
- – находить ассоциативные связи между художественными образами разных видов искусства (созданные одним и тем же автором);
- – приобретать опыт создания художественного образа средствами различных видов искусства.
Виды деятельности
-
Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий. Работа с учебной и справочной литературой.
Ключевые понятия
-
Художественный образ. Типизация. Метафоричность, иносказательность в искусстве. Правда и правдоподобие. Понятие условности в искусстве.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.Мотивация к учебной деятельности | На данном уроке основной акцент делается на постижении тайн художественного образа. В центре внимания – особенности познания окружающего мира, отношение к нему художника-творца, формы и способы художественного мышления. На примере мировых шедевров рассматриваются проблемы правды и правдоподобия, условности в искусстве. Учащиеся определяют основные этапы рождения художественного образа, постигают его характерные черты и свойства, приводят примеры произведений искусства, выясняют, почему от художника нельзя потребовать абсолютной правды в «подражании природе». Слово учителя сопровождает галерея «Искусство мыслит образами». |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Беседа с учащимися. В процессе беседы можно привлекать изображения из галереи. |
3 | 3. Целеполагание | Самостоятельная работа с разделом учебника 2.1 «Мышление в образах». Учащиеся выполняют по вариантам задание 4 из рабочей тетради. Первая группа выполняет задание, связанное с пониманием авторского замысла и особенностей его воплощения в произведениях искусства, вторая – определяет особенности творческого метода художника Р. Магритта. Затем учащиеся представляют результаты своей работы, обмениваются впечатлениями о созданных образах искусства. Далее проводится аналитическая работа по определению характерных черт и свойств художественного образа. Учащиеся знакомятся с материалами учебника (с. 16–18), а затем сравнивают портреты французской актрисы Ж. Самари, выполненные художником О. Ренуаром. Учитель задаёт классу вопросы: «Сравните портреты французской актрисы Жанны Самари, выполненные П. О. Ренуаром. Что хотел выразить художник в этих произведениях? Каковы характерные особенности трактовки образа актрисы в каждом из них? Как меняется её мироощущение? Благодаря чему это достигается?» Преподаватель обращает внимание учащихся на колорит, особенности стиля работы художника, композиции и формата картины. |
4 | 4. Открытие новых знаний | При наличии учебного времени можно посмотреть и сравнить два видеофрагмента с записью танца «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса в исполнении Г. С. Улановой и М. М. Плисецкой. Учитель вправе выбрать по своему усмотрению материал для проведения аналитической работы с классом. Это могут быть фрагменты из театральных спектаклей или художественного фильма по пьесе У. Шекспира «Гамлет» с участием выдающихся актёров П. Сколфилда, И. М. Смоктуновского или В. С. Высоцкого. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с учебником. Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалом разделов учебника 2.2 «Правда и правдоподобие в искусстве» и 2.3 «Условность в искусстве», готовят ответы на вопросы 1 и 2 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля». |
6 | 6. Итог урока | Учащимся предлагается итоговая практическая работа. Им необходимо выбрать среди предложенных слов те, которые подходят по смыслу для вставки на месте пропусков. В случае затруднения необходимо вернуться к тексту учебника. |