Урок 3. Понятие о бессоюзном сложном предложении со значением перечисления
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Помочь учащимся практически усвоить понятие «бессоюзное сложное предложение со значением перечисления»
Задачи урока
- Вырабатывать у учащихся:
- понимание структурных и семантических особенностей бессоюзных сложных предложений со значением перечисления, умения их правильно интонировать и соблюдать в практике письма основные правила пунктуации
Виды деятельности
-
Определять структурные и семантические признаки бессоюзных сложных предложений со значением перечисления, опознавать такие предложения в тексте, отграничивать предложения данного вида от других бессоюзных сложных предложений
Ключевые понятия
-
Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления, его предикативные части, интонация бессоюзного сложного предложения со значением перечисления
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация прежних знаний | Проверка выполнения упр. 146 рабочей тетради и знания теоретического материала § 30 учебника После ответа учащихся на вопрос: «Какими грамматическими средствами в русском языке передаётся значение перечисления?» — переход к теме урока. Одно из средств передачи значения перечисления в русском языке — бессоюзные сложные предложения со значением описания одновременно или последовательно происходящих событий. По смыслу и интонации они близки к сложносочинённым предложениям или к сочетанию грамматически самостоятельных предложений. Структурно-смысловая цельность бессоюзных предложений усиливается однообразием форм сказуемых (обычно — глаголов несовершенного вида, при передаче значения временной последовательности действий — глаголов совершенного вида), лексическими средствами, однотипностью частей, интонацией перечисления и т. д. |
2 | 2. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Отбор и обобщение семантических и структурных признаков бессоюзных сложных предложений со значением перечисления производится после чтения теоретического материала § 31. |
3 | 3. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Отграничение бессоюзных сложных предложений со значением перечисления от сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с тем же значением, простых предложений, осложнённых однородными членами, и бессоюзных сложных предложений других видов. |
4 | 4. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Подсказка учителя: в перечислительных бессоюзных предложениях со значением одновременности происходящих событий смысловые части могут менять своё место, в предложениях со значением последовательности происходящих событий — обычно нет. |
5 | 5. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Учащимся следует сообщить о том, что постановка точки с запятой между частями бессоюзного предложения часто носит факультативный характер, так как степень смысловой самостоятельности частей предложения и степень распространённости каких-то их членов не подлежит вполне чёткому определению. Выбор этого знака во многом зависит от того, как сам пишущий понимает взаимоотношений частей БСП и как он их группирует. Поэтому учащимся предлагается лишь осмыслить логику автора. Кроме того нужно помнить, что точка с запятой была гораздо более распространена в XIX веке, особенно в первой его половине, чем в настоящее время. Постановка этого знака необходима только в тех случаях, когда она устраняет двусмысленность: однозначно указывает на положение в какой-либо части БСП отделённого запятой или обособленного компонента: За чистыми окошками краснела герань; казалось, воздух был пропитан назойливым сладким запахом её листьев. (К. Паустовский) |
6 | 6. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Комплексный анализ текста При наличии времени рекомендуется также предложить учащимся сгруппировать трудные случаи написания по видам орфограмм. |
7 | 7. Подведение итогов | Подведение итогов занятия: дать целостную характеристику бессоюзных сложных предложений со значением перечисления. |
8 | 8. Информация о домашнем задании |