Урок 28. Лирика Ф. И. Тютчева
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство с особенностями лирики А. А. Фета
Задачи урока
- Познакомиться с творчеством А. А. Фета, читать и анализировать его стихотворения, рассмотреть особенности стиля, художественные приёмы. Сравнить изображение природы у А. А. Фета и других поэтов середины XIX века.
Виды деятельности
-
Выразительное чтение стихотворения, прослушивание аудиоматериалов, работа с текстом, лекция, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
пейзажная лирика, эпитет, метафора, развёрнутая метафора, лексический повтор, художественная деталь, экспромт, стихотворный размер
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Учащиеся слушают аудиозаписи стихотворений А. А. Фета. Затем читают наизусть подготовленные дома стихотворения и объясняют, почему выбрали именно эти тексты. |
2 | 2. Этап усвоения и закрепления нового материала | Короткая лекция учителя об А. А. Фете как теоретике и частичном представителе «чистого искусства» иллюстрируется работой с текстами стихотворений. – Послушайте снова (по необходимости) стихотворения и выполните задание 1 (Распределить по группам стихотворения, где чувства лирического героя названы прямо, а где только переданы через описания природы.) – Как вы можете охарактеризовать лирического героя стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом»? К кому он обращается? Какой теме посвящено стихотворение? – Задание 2 (найти лексические повторы в стихотворении) – Какова роль лексических повторов в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом»? Что дало критикам основание говорить о нарочитой небрежности лирики Фета, о близости его поэзии к экспромту. Введение понятия экспромт. Задание 3 Экспромт – произведение, сочинённое без подготовки в процессе его произнесения. – Сравните два стихотворения А. А. Фета («Облаком волнистым…» и «Чудная картина». Отметьте то, которое является пейзажным.) – С помощью каких художественных приёмов создаётся образ «печальной берёзы» в одноимённом стихотворении? (Задание 4) Какое противоречие можно найти в стихотворении? Чем можно его объяснить? (Противоречие заключается в том, что берёза, по словам поэта, «печальная», ее наряд «траурный», при этом лирический герой говорит, что ее «траурный наряд» «радостен для глаза». Противоречие можно объяснить тем, что даже печальная красота восхищает поэта, береза клонит отяжелевшие ветки к земле, будто человек, склоняющий голову, но в ее грусти заключена своя прелесть.) – Какие художественные детали передают состояние лирического героя в стихотворении «Ласточки пропали…»? Какие художественные приёмы подтверждают его? (Задание 5) – В стихотворении «Какая грусть! Конец аллеи…» рисуется зимний сад. Какие метафоры использует поэт? (Задание 6) Введение понятия развернутая метафора (Задание 7). – На какой развернутой метафоре строится стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы…»? Определите тему и идею стихотворения. |
3 | 3. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Обобщение знаний, полученных на уроке. Учащимся предлагается послушать высказывание К. Г. Паустовского об А. А. Фете и высказать свое отношение к его словам. – Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с писателем? Докажите свою точку зрения, используя тексты стихотворений. |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Сопоставьте стихотворения Н. А. Некрасова «Перед дождём» и А. А. Фета «Чудная картина…» Что общего в этих стихотворениях? Какие детали указывают на принадлежность одного из стихотворения к «чистой лирике», а другого – к гражданской? Какое из них вам ближе и почему? 2. Прочитайте в учебнике статьи об А. Н. Майкова и А. К. Толстом. 3. Выучите наизусть стихотворение одного из авторов. |