Урок 27. Изучение текста сказки В. А. Каверина «Лёгкие шаги»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Проанализировать литературную сказку “Лёгкие шаги”
Задачи урока
- 1. Сравнить народную сказку о Снегурочке и литературную сказку В. А. Каверина.
- 2. Проанализировать слияние противоположностей: реальности и фантастики.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение
Ключевые понятия
-
Каверин, литературная сказка, народная сказка, ирония, “Снегурочка”
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Обсуждение сказки целесообразно начать с вопросов учителя, которые помогают выявить первоначальное непосредственное восприятие читателей-школьников. Проверка домашнего задания из рубрики «Творческие задания» (на выбор) на сравнение героинь сказки В. А. Каверина и народной сказки «Снегурочка» помогает понять своеобразие авторской трактовки образа. Выяснение роли, которую выполняет образ дяди Кости, помогает глубже осознать авторский замысел. Беседа с учащимися с опорой на вопросы из рубрики «Решаем читательские задачи», выразительное чтение отрывков сказки и их комментирование дополняют и углубляют понимание текста. Вопросы для обсуждения 1. Что в сказке Каверина взято из реальной жизни, а что вымышлено? Что вас больше всего увлекло в сказке: сюжет (основные события) или волшебство? 2. Какие герои понравились вам больше всего и почему? 3. Какой момент в сказке показался вам самым интересным? 4. Как вы думаете, о чём эта сказка? 5. Понравилась ли вам сказка и почему? 6. Согласны ли вы с высказыванием В. А. Каверина о непростом для писателя жанре литературной сказки? «Мне всегда хотелось писать сказки и для этого находилось время... Но о том, как пишутся сказки, я не могу рассказать. Вопреки видимой несложности, этим искусством владеют очень немногие, и у меня нет уверенности, что я принадлежу к их числу». |
2 | 2. Проверка домашнего задания | 1. При проверке творческого задания предложите ребятам подумать, как изменяется, трансформируется тема чуда, волшебства у Каверина? Сравните Снегурочку Каверина и Снегурочку фольклорной сказки. 2. Вспомните и прочитайте вместе с ребятами описание Петькиного дяди. Каким человеком он предстаёт перед нами? Какая главная черта характеризует этого сказочного учёного? («Ему до всего было дело».) |
3 | 3. Этап усвоения нового материала | Сравнение Снегурочки Каверина и фольклорной Снегурочки позволяет сделать следующий вывод. В традиционных фольклорных сюжетах о Снегурочке, героиня, как правило, погибает. Это связано и с мифологическими представлениями о вечно умирающей и воскресающей природе, и с неким символическим предостережением о закономерном наказании за вмешательство в законы природы. В противовес этому в своих произведениях Каверин пропагандирует жизнеутверждающую идею бытия в творчестве. С какой любовью описывается Кавериным всё, что связано с этим одухотворённым действом в сказке «Лёгкие шаги». (Найдите и прочитайте в классе эти эпизоды.) Каждый из его положительных персонажей — художник в своём деле и неравнодушный человек. Деятельная сила добра, заинтересованность жизнью отличает героев Каверина. В сказках Каверина изменяется функция сказочных героев. Это им, сказочным существам, требуется помощь, и получают они её от героев, которые являются самыми «обыкновенными людьми» (Петька, дядя Костя, Трубочный Мастер, Пекарь и др.). Именно в результате их деятельного добра вылепленная из снега Снегурочка становится живой девочкой. А ещё «Лёгкие шаги» — это романтически трогательное повествование о первом искреннем чувстве любви, зарождающемся в Петьке и Настеньке. Сказки Каверина интересны и детям, и взрослым, может быть, потому, что сам писатель до конца жизни хранил в себе крупицы детства и романтического восприятия мира. Вопросы для обсуждения 1. Как взаимодействуют в сказке герои — взрослые и дети? 2. О чём всё-таки эта сказка? Может, о том, что чудо всегда живёт рядом с нами, стоит только внимательнее присмотреться? В. А. Каверин жил по девизом «Ни дня без строчки». «Каждое утро, — рассказывал Евгений Шварц, — на даче ли, в городе ли, садился Каверин за стол и работал положенное время. И так всю жизнь. И вот постепенно, постепенно „литература“ стала подчиняться ему, стала пластичной. Прошло несколько лет, и мы увидели ясно, что лучшее в каверинском существе: добродушие, уважение к человеческой работе, наивность мальчишеская с мальчишеской любовью к приключениям и подвигам — начинает проникать на страницы его книг». |
4 | 4. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Интересным, нацеливающим учеников на более внимательное прочтение произведения будет следующее задание: Найдите и выпишите из текста реалии, детали мира науки, перекочевавшие в сказку. (Академия медицинских наук, Институт Вечного Льда и др.) |
5 | 5. Итоговое задание | Ребята выполняют задания. Предложите ребятам поразмышлять над символикой числа «семь». Сколько персонажей в сказке «Лёгкие шаги»? (Перечисление их без труда можно найти в конце рассказа, в сцене проводов дяди Кости.) |
6 | 6. Информация о домашнем задании | Ребята смотрят видео. Домашнее задание: 1. Попросите учеников задуматься над тем, что парадоксального они видят в современном им мире. В качестве творческого задания предложите им написать свою сказку о Снегурочке. 2. Вспомните, пересмотрите мультфильмы о Снегурочке. Какой из них нравится вам больше и почему? «Снегурочка» (1952) — мультфильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца (реж.-пост. И. П. Иванов-Вано); «Снегурка» (1969) — мультфильм по мотивам русской сказки (реж. Н. Р. Эрдман, В. Д. Дегтярёв, «Союзмультфильм», 1969); «Снегурочка» (реж. Мария Муат, киновидеостудия «Анимос», 2006). 3. Прочитайте сказку В. И. Даля «Девочка Снегурочка». Какие герои действуют в сказке. Кто спасает Снегурочку? Чем вам понравилась сказка? Сравните эту сказку со сказкой «Снегурушка и лиса» из сборника «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева. |