Урок 23. Композитор в театре и кино
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формирование целостного представления о мире и формах искусства.
Задачи урока
- Усвоение особенностей языка музыкального искусства и его художественных средств выразительности.
- Формирование представления о значении музыки в драматическом театре и особенностях творчества композиторов театра; умения выявлять и анализировать разнообразие функций музыки в разных спектаклях.
- Расширение эстетического кругозора, воспитание индивидуального художественного вкуса.
Виды деятельности
-
Исследование характерных особенностей музыки в театре и роли композитора. Осмысление основных выразительных средств музыки в театре. Работа с текстом учебника. Работа с тетрадью.
Ключевые понятия
-
Лейтмотив, интонация, музыкальный образ, музыкальная характеристика персонажа.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Вопрос учителя: «Как вы думаете, почему МХТ важно сохранять этот спектакль, несмотря на столетний юбилей, в оригинальной постановке К.С. Станиславского?» Учитель помогает ученикам вспомнить название и историю данного спектакля и отмечает, что создатель и режиссёр МХТ с первых дней сотрудничал с композиторами. Вопрос учителя: «Какую роль сыграла мелодия композитора Ильи Саца в создании образа спектакля?» |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Вопрос учителя: «Как музыка передаёт смену эмоциональных настроений в сценах спектакля? Соответствует ли характер музыки действию?» |
3 | 3. Актуализация опорных знаний | Вопрос учителя: «Какую информацию в этой сцене несёт зрителю песня девушек?» |
4 | 4. Актуализация опорных знаний | Вопрос учителя: «Как вы думаете, чем руководствовался режиссер Белякович, выбирая для музыкального сопровождения этой сцены фрагмент “Апокалипсис” из оратории Карла Орфа “Кармина Бурана”?» Учащиеся делятся своими наблюдениями и мнениями. |
5 | 5. Постановка учебной проблемы | После просмотра учитель задаёт вопрос: «Согласны ли вы с мнением композитора Александр Бакши о необходимости музыки в драматическом театре?» Учащиеся высказывают своё мнение по этому вопросу, короткая дискуссия подводит к ключевому вопросу: «Какую роль играет музыка в театре и кино?» |
6 | 6. Самостоятельная работа | Слово учителя: «По произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души» были созданы постановки и кинофильмы. Сравним музыкальные образы нескольких персонажей в театре и кино. Рассмотрим произведение для театра композитора Р. К. Щедрина и музыку к одноимённому кинофильму композитора А. Г. Шнитке». Учитель распределяет учащихся на пары и предлагает совместно выполнить задания № 41 и № 42 в рабочей тетради. После звучания музыкальных фрагментов учащиеся обмениваются мнениями и записывают ответы в свои тетради. |