Урок 21. Повторение и обобщение изученного в 5—9 классах. Орфография
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Помочь учащимся повторить и обобщить знания в области орфографии, а также отрабатывать умения применять полученные знания на практике
Задачи урока
- Систематизировать и обобщить изученные орфограммы, совершенствовать орфографические умения и навыки: правильно писать и находить в тексте слова с изученными орфограммами
Виды деятельности
-
Закрепить правописание: гласных в корнях слов и корней с чередованием; приставок; безударных личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; приставок и частиц не и ни; омонимичных слов разных частей речи. Правильно и рационально пользоваться орфографическим словарём и школьными справочниками по орфографии и пунктуации для самоконтроля и самопроверки
Ключевые понятия
-
Орфограмма, морфологические омонимы
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Правописание корней (с проверяемыми и не проверяемых ударением безударными гласными), а также с чередующимися гласными. Выполняя задание, нужно последовательно исключить из предложенных вариантов слова с проверяемыми гласными в корне, подобрав к ним проверочные слова, слова, в которых есть корни с чередованием гласных (вспомнив их перечень), и в случае затруднений обратиться к орфографическому минимуму, данному в соответствующем словарике учебника. |
2 | 2. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Правописание приставок. При выполнении задания нужно установить, какая орфограмма имеется в слове, и вспомнить соответствующее правило. 1. Приставки, оканчивающиеся на з / с, с буквой з пишутся перед гласными и звонкими согласными, а с буквой с — перед глухими согласными: взлететь, вспомнить. 2. Если русская приставка (кроме меж- и сверх-) оканчивается на твёрдый согласный, то в корне или в последующей приставке, начинающихся с буквы и, происходит замена на ы в соответствии с произношением: предынфарктный, но: постинфарктный, межинститутский, сверхизысканный. Данное правило не распространяется на сложносокращённые слова: пединститут. В слове взимать пишется и в соответствии с произношением конечного мягкого согласного приставки. 3. После русских и иноязычных приставок на согласную, а также в сложных словах после двух-, трёх-, четырёх- перед буквами е, ё, ю, я пишется ъ: предъюбилейный, адъютант, двухъярусный. Данное правило не распространяется на сложносокращённые слова: детясли. Буква ь пишется перед буквами е, ё, ю, я, и не после приставок и в некоторых иноязычных словах (часто перед о): обезьяна, почтальон. 4. Приставка пре- придаёт словам значение высокой степени качества или действия («очень», «весьма», «значительно») или значение, близкое к приставке пере- («через», «по-иному»): пренеприятный, преступать. Приставка при- придаёт словам значение близости, присоединения, прибавления, неполноты действия, совершения действия в неполном объёме, доведения действия до конца, совершения действия в чьих-либо интересах: пришкольный, приделать, приостановиться, придумать, припрятать. Необходимо вспомнить написание слов, в которых значение устанавливается с трудом: превратности судьбы, знаки препинания, пресловутый, пресмыкаться, престол, не преминуть, преимущество и др.; иноязычные слова с традиционным написанием: преамбула, превалировать, презент, президент, президиум, прелюдия, премьера, престиж, препарат, препоны, прерогатива, претендент, претензия, прецедент; приватный, привилегия, примадонна, примитив, приоритет и др. Следует также различать слова-омофоны: прибывать (явиться) — пребывать (находиться), призреть (приютить) — презреть (перестать уважать), приходящий (являющийся) — преходящий (временный), приклоняться (приближаться) — преклоняться (испытывать почтение), притворить (закрыть) — претворить (осуществить), придать (привнести) — предать (совершить предательство) и др. |
3 | 3. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | . Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени зависит от спряжения. Глаголы I спряжения имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут или -ют; действительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов I спряжения, имеют суффиксы -ущ- или -ющ-, страдательные причастия настоящего времени – -ом- или -ем-. Глаголы II спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат или -ят; действительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов II спряжения, имеют суффиксы -ащ- или -ящ-, страдательные причастия настоящего времени –-им. Из числа глаголов с безударным личным окончанием ко II спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ить (кроме брить, зиждиться, стелить, брезжить), а также 11 глаголов: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, дышать, слышать. Остальные глаголы относятся к I спряжению. |
4 | 4. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Правописание не и ни. При выполнении этого задания прежде всего нужно определить, есть ли среди предложенных ответов слова (любых частей речи), которые без не- не употребляются и потому пишутся слитно. Затем необходимо установить частеречную принадлежность слова с не (ни) и определить значение частицы или приставки: частица не отрицает что-либо, наличие чего-либо; приставка не- утверждает противоположное; частица ни усиливает отрицание. Далее необходимо действовать, опираясь на правила. 1. Глаголы и деепричастия пишутся с не раздельно (кроме п.1). Предлоги несмотря на, невзирая на, образованные от деепричастий, пишутся слитно. Глаголы с приставкой недо- со значением «недостаточного, неполного действия» пишутся слитно: Во время войны люди в тылу недосыпали, недоедали. Глаголы с приставкой до- и частицей не обозначают «действие, которое не доведено до конца», они пишутся раздельно и допускают для проверки подстановку вспомогательного глагола: Суп был невкусный, мальчик его не доел (= не смог доесть). 2. Неопределённые и отрицательные местоимения с не (ни) пишутся слитно, если они употреблены без предлога: некого, НО не у кого; никого, НО ни у кого. 3. Существительные, прилагательные, наречия на -о (-е) пишутся с не- слитно, если их можно заменить синонимом без не- или близким по значению выражением; и раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а. Союз но выражает не противопоставление, а сопоставление по принципу уступительности (в таком предложении нет антонимов). Ср.: Кабинет директора был не большой, а маленький. Кабинет директора был небольшой, но уютный (хотя небольшой, но уютный). 4. Причастия в полной форме без зависимых слов пишутся с не- слитно, в краткой форме — раздельно: невыполненное задание — задание не выполнено. Причастия при наличии зависимых слов пишутся с не раздельно, отглагольные прилагательные — слитно: не выполненное вовремя задание — веками нетронутые земли. Нужно обращать внимание на особые зависимые слова: 1) местоимения и наречия с ни- (никому не известный, нигде не встречающийся), а также слова далеко не, отнюдь не, вовсе не, совсем не подчёркивают раздельное написание не с прилагательными и причастиями (далеко не случайный); 2) наречия меры и степени очень, слишком, крайне, абсолютно, совершенно и др.подчёркивают слитное написание не- с прилагательными и причастиями (совершенно неизвестный). 5. Обороты не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как, представляющие собой ослабленное противопоставление (возможна замена союза как на союз а), нужно отличать от оборотов никто иной (другой) не и ничто иное (другое) не, используемых для усиления последующего отрицания. Ср.: Работа поручена не кому иному, как Иванову (Работа поручена не кому-то другому, а именно Иванову). Никто иной не сможет её выполнить (Никто другой, кроме Иванова, не сможет её выполнить). |
5 | 5. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи. При разграничении омофонов и определении слитного или раздельного написания необходимо опираться: — на выявление их частеречной принадлежности и синтаксической функции, — возможность перестановки в другое место предложения или пропуск какой-либо части омофона, — постановку вопросов или подстановку знаменательных слов, — синонимическую замену. |
6 | 6. Этап закрепления и первичной проверки | Выполнение упражнений №327 по учебнику. |
7 | 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подведение итогов занятия: перечислить основные орфографические правила. |
8 | 8. Информация о домашнем задании |