Урок 21. А. Н. Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка». Фольклорная основа произведения
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. 2. Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной.
Задачи урока
- 1. Повторить литературоведческие понятиия и термины: литературная сказка, аллегория, олицетворение.
- 2. Изучить основные факты жизни и творчества А. Н. Островского.
- 3. Проанализировать связь пьесы Островского с фольклором.
Виды деятельности
-
Виды деятельности: Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, рассказывание
Ключевые понятия
-
Аллегория, олицетворение, литературная сказка, “Снегурочка”, реплика, звукопись, синтаксический параллелизм
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | темы: Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини. Тема предательства в сказке. Учитель обращает внимание учеников на отдельные факты биографии А. Н. Островского (детство, особенности театра Островского и его восприятие современниками, жизнь драматурга в Щелыкове). В силу возраста школьники воспринимают пьесу исключительно как сказку, поэтому необходимо ещё раз повторить понятие народной и литературной сказки, проследить связь пьесы Островского с фольклором, особое внимание обратить на образ Снегурочки, выявляя таким образом нравственную проблематику произведения. Просмотр слайд-шоу. |
2 | 2. Проверка домашнего задания | После короткого вступительного слова учителю целесообразно провести беседу по статье учебника по следующим вопросам: 1. Какие факты биографии Островского вам особенно запомнились? Каким человеком он вам представляется? 2. Почему Малый театр называют Домом Островского? 3. Какова история создания пьесы-сказки «Снегурочка»? Почему она была задумана драматургом в Щелыкове? Шестиклассники демонстрируют сделанные дома иллюстрации к пьесе и объясняют, какой фрагмент произведения и почему они выбрали. Таким образом, можно выявить впечатления детей о пьесе, спросить, что понравилось, а что показалось непонятным. |
3 | 3.1. Этап усвоения нового материала | Ученики 6 класса уже знакомы с определением жанра сказки. Следует актуализировать этот термин и напомнить, чем народная сказка отличается от литературной. Ребята называют признаки литературной сказки и доказывают, что произведение Островского — литературная сказка. Однако «Снегурочка» не просто сказка, а пьеса-сказка. Учитель должен особо подчеркнуть, что в драматическом роде литературы автору сложнее всего высказать своё отно- шение к героям, поэтому столь важны ремарки, речь персонажей, а также их имена. Также можно познакомить учеников с соответствующей рубрикой ВЛЭ (учебник, ч. 1, с. 109–110), где рассказывается о сценической судьбе «Снегурочки». Вопросы для обсуждения 1. Расскажите, какие пьесы вы читали или смотрели в театре? Понравились ли они вам? 2. А. Н. Островский считал, что пьесу нужно обязательно увидеть на сцене, чтобы оценить её достоинства и понять, что хотел сказать автор. Как вы думаете, что интереснее: смотреть спектакль или читать пьесу? Если время на уроке позволяет, можно привести фрагмент из отзыва С. Т. Герцо-Виноградского 1873 года (рубрика «Давайте поспорим», учебник, ч. 1, с. 111–112). См. объект. Здесь критик упрекает автора за сложность пьесы и за то, что описательных монологов слишком много, а вот действия как раз не хватает. Какие возражения вы привели бы критику, который сделал вывод, что «Снегурочка» не годится для сцены? Если уровень подготовленности класса или темп работы на уроке не позволяют обратиться к этому заданию, можно адресовать его в качестве дополнительного домашнего задания для любознательных. Учитель демонстрирует видео - опера “Снегурочка” (пролог). |
4 | 3.2. Этап усвоения нового материала | |
5 | 4. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | 1. Какие сюжетные события в пьесе вы можете назвать основными? 2. Каких героев пьесы можно назвать сказочными? Какие фольклорные образы и жанры встречаются в пьесе? 3. Какие чувства вызывают у вас Снегурочка, Лель, Мизгирь? Какие ещё персонажи вам запомнились? 4. Кто из действующих лиц вызывает ваше сочувствие? Свой ответ аргументируйте. 5. Как вы думаете, почему А. Н. Островский назвал свою пьесу весенней сказкой? |
6 | 5. Итоговое задание | Класс выполняет задания. |
7 | 6. Информация о домашнем задании | На экране «Бобыль и Бобылиха» В. М. Васнецова. Домашнее задание: 1. Ответить на вопрос из рубрики «Обсудим вместе»: «Как характеризуют Снегурочку герои пьесы и что она говорит о себе сама?» Найти и прочитать эти строки в пьесе. 2. Ответить на вопрос из рубрики «Решаем читательские задачи»: «Какие сцены вызвали у вас улыбку?» Подготовиться к чтению этих сцен по ролям, обращая внимание на ремарки. Можно ли назвать Бобыля и Бобылиху комическими героями? Желающие могут подготовить не просто чтение, а инсценировку отдельных сцен. Можно посоветовать ученикам взять сцену знакомства Снегурочки с берендеями: она смешная, динамичная, реплики у героев небольшие. 3. Индивидуальное задание: подготовить рассказ о славянском божестве Яриле Красном Солнце. Выступление можно оформить в виде презентации. |