Урок 20. Тема «Произведения о природе». Э. Мошковская «Лёд тронулся»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с произведениями о родной природе;
- учить читать произведения правильно и выразительно;
- учить определять тему и жанр произведения;
- учить воспринимать стихотворения о природе;
- учить видеть красоту родной природы, выраженную в художественном слове;
- учить выражать своё отношение к произведению, определять точку зрения автора.
Виды деятельности
-
Читать целыми словами доступные тексты художественных произведений;
определять жанр и тему произведения;
сравнивать произведения о природе разных авторов;
выражать своё отношение к произведению;
выразительно читать произведения о родной природе, соблюдая знаки препинания;
использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, стихотворение, Э. Мошковская
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Этап 1. Выявление читательского опыта. Работа с учебником | – Ребята, давайте вспомним произведение Виталия Бианки. (Чтение по ролям). Кроме «Синичкиного календаря» у Бианки есть необычная книга, которая называется «Лесная газета». Другой подобной просто нет. Всё самое необычное, самое обычное и удивительное, что происходило в природе день за днём, месяц за месяцем, попало на страницу «Лесной газеты». (Учитель организует работу с книгами «Лесная газета» разных годов выпуска). – Рассмотрите книги. Обратите внимание на содержание. Как устроена книга? Сколько в ней газет? Почему? – Вся книга пронизана любовью ко всему, что дышит, цветёт и растёт. Виталий Валентинович писал: «Кто не любит природы, тот и не любит человека». |
2 | Этап 2.1 Обогащение читательского опыта. Работа с новым произведением | – А мы продолжим знакомиться с произведениями о природе. Обратите внимание, с какого месяца начинается «Лесная газета» Бианки? (С марта). – Как вы думаете, почему? (Для природы это месяц пробуждения). – Давайте прочитаем, как о пробуждении природы написала поэтесса Эмма Мошковская. Найдите её стихотворение в учебнике. – Прочитайте заголовок (Лёд тронулся). – Найдите и прочитайте фамилию автора (Мошковская). – Как вы думаете, о чём это стихотворение? – Послушайте. (Учитель читает, ученики следят по тексту). – Представьте обложку произведения. |
3 | Этап 2.2 Обогащение читательского опыта. Выполнение заданий по учебнику | – Стихотворение называется «Лёд тронулся», а как бы вы назвали его по–другому? – Перечитайте первые четыре строки. Чем они необычны? Какой звук повторяется? – Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Какая памятка нам в этом поможет? – Выразительное чтение стихотворения. |
4 | Этап 2.3 Обогащение читательского опыта. Работа с видеофрагментом | – Посмотрите, насколько это величественное зрелище – весенний ледоход. И конечно, это восхищение нашло отражение во многих стихотворениях. Например, Самуил Маршак так начал своё стихотворение: Лёд идёт, лед идёт! Вереницей длинной Третьи сутки напролёт Проплывают льдины. Льдины движутся гурьбой В страхе и в тревоге, Будто стадо на убой Гонят по дороге. – А Николай Денисов написал так: А на реке идёт весенний ледоход, Лёд вспучился вдоль берега, по краю, И льдины двинулись в последний свой поход Огромной ледяною белой стаей. |
5 | Этап 3. Обобщение изученного. Работа с моделями | – А теперь обратите внимание на модели обложек? Сравните их. – Назовите произведения, которые подходят к этим моделям. |
6 | Этап 4. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Выучите наизусть стихотворение «Лёд тронулся». – Найдите и рассмотрите книгу с произведениями о природе. |