Урок 2. Понятие о видах искусства
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формировать общее представление о природе искусства и специфике выразительных средств отдельных его видов. Учить о произведениях различных видов искусства, высказывать суждения об их основных функциях.
Задачи урока
- Развивать понятие о классической и современной классификации искусств.
- Развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, оценивать результаты собственной творческой деятельности.
Виды деятельности
-
Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий. Работа с учебной и справочной литературой.
Ключевые понятия
-
Виды искусства. Музы Аполлона. Эпоха Античности. Синкретизм и синтез искусств. Современные классификации искусств. Пространственные, временные и синтетические искусства. Светомузыка. Изобразительные и выразительные искусства.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.Мотивация к учебной деятельности | Опираясь на античный миф о девяти музах Аполлона, покровительствующих искусствам, учитель рассказывает о классификации искусств, совмещает классическую и современную классификации, определяет их объединяющее начало. Учащиеся совершают экскурс в историю проблемы, повторяют изученный ранее материал. Далее учащиеся отвечают на вопрос: «Почему не все античные музы «сумели сохранить» своё покровительство над видами искусства?» При изучении данной темы главный акцент делается на постижении современной классификации искусств. Учащимся предлагается выявить сравнительно новые виды искусства, которых не было во времена Античности, подумать над причинами их появления, а также составить собственную классификацию с учётом современных научных исследований. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Начало работе на уроке может положить высказывание русского художника-абстракциониста В. В. Кандинского «О сценической композиции». Предложим учащимся прокомментировать этот фрагмент статьи, объясним то, что осталось за пределом их понимания. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Учащиеся рассматривают рисунки, выявляют суть изображённого и соотносят его с высказыванием художника В. В. Кандинского. |
4 | 4. Целеполагание | При наличии учебного времени школьники могут посмотреть видеофрагмент «Павловский парк». Самостоятельная работа с учебником: знакомство с разделом 1.1 «Семья муз Аполлона»; обобщение ранее изученного; работа с иллюстративным материалом (с. 8–10); выполнение задания 1 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля». |
5 | 5. Открытие новых знаний | Далее учитель знакомит учащихся с классической и современными классификациями видов искусства. В качестве возможного варианта классу может быть предложена работа по составлению тезисного плана раздела 1.2 «Современные классификации искусств» и ответы на второй и третий вопросы из рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля». Для закрепления может быть предложено интерактивное задание в «Классификация искусств на основе выразительных и изобразительных возможностей», при выполнении которого учащимся необходимо разложить по папкам иллюстрации в соответствии с видами искусств. |
6 | 6. Первичное закрепление | Выполнение задания «Музы и их атрибуты», где учащиеся должны соотнести изображение музы и её атрибут. Выполнение задания 3 в рабочей тетради, где учащиеся заполняют пропуски в стихотворении античного поэта Авсония. |
7 | 7. Самостоятельная работа с выборочной самопроверкой | Отдельной группе учащихся можно предложить выполнить практическую работу, где им необходимо выбрать из предложенных слов те, которые подходят по смыслу для вставки в текст на месте пропусков. |
8 | 8. Итог урока | С учётом разных подходов к проблеме классификации видов искусства учащимся можно предложить внимательно рассмотреть и такие таблицы-схемы. Пусть они попробуют выделить в них те аспекты, которые не рассматривались на уроке, а также объяснят правомерность подобных классификаций. Вопросы классу: «Что вызвало у вас несогласие или сомнение? Как можно прокомментировать подобный подход к решению этой проблемы?» |