Урок 2. Гласные и согласные звуки и их буквы
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с транскрипцией как способом записи звукового состава слова (в отличие от цветных фишек, которые использовались в 1 классе); учить различать и соотносить гласные звуки и буквы, с помощью которых они записываются
Ключевые понятия
-
гласные звуки, согласные звуки, звуки, буквы, транскрипция, звуковой анализ слова, звуковой состав слова, фонетика, графика, совершенствование графического навыка, порядок действий при списывании
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Объяснение каллиграфического режима: между двумя разными работами пропускается одна чистая строка. Запись числа и месяца. Каллиграфическая минутка. Назвать сходство и различия между строчными буквами о, а. Написать строчку строчных букв о, а, обращая особое внимание на замыкание овала. Учитель напоминает, что нужно непременно заканчивать овал, являющийся первым элементом этих букв. Особенность написания овала — точка завершения движения и точка начала движения обязательно совпадают. |
3 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Рубрика «Вспомни изученное» направлена на то, чтобы ещё раз повторить различие между гласными и согласными звуками. Учитель напоминает: «На прошлом уроке вы уже вспомнили, что все звуки можно разделить на две большие группы — гласные и согласные. Какой признак позволит определить, гласный это звук или согласный?» Ученики должны отметить, что гласные и согласные различаются по тому, есть преграда на пути выдыхаемого воздуха или нет. |
4 | Актуализация знаний | Выполняется упражнение 1 — наблюдение за двумя группами слов. Слова в парах первого столбика различаются гласными звуками, слова в парах второго столбика — согласными звуками. Важно, чтобы учащиеся смогли сами это заметить. При чтении пар слов ученики должны обязательно произносить изолированно звуки, которыми различаются слова в парах. Особое внимание обратите на правильность выделения согласных звуков, поправляя учеников, если они не произносят звук, а называют букву. Упражнение направлено также на отработку безошибочного списывания слов. Ученики списывают не все слова, а по три любые пары из каждого столбика. |
5 | Этап усвоения новых знаний | При работе с рубрикой «Тайны языка» учитель обращает внимание детей на количество гласных звуков и на запись звуков в квадратных скобках. Сразу после этого читается рубрика «Обрати внимание». Важно, чтобы учащиеся усвоили, что транскрипция — это способ передачи звукового состава, с её помощью воспроизводится точное звучание слова. Если в 1 классе звуковой состав слова ученики изображали с помощью фишек, то во 2 классе они будут делать транскрипцию слов, записывая в квадратных скобках точное звучание слова. Как результат работы с этими двумя рубриками в тетради делается такая запись: Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э] |
6 | Первичное закрепление материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 2 — обозначение гласных звуков буквами. Параллельно с работой учеников в своих тетрадях учитель выполняет запись на доске. Над буквой у в слове круг и над буквой ю в слове крюк ученики пишут: [у]. Они определяют, что это одинаковые звуки. Учитель спрашивает: «Почему же одинаковые звуки записаны разными буквами?» Ученики должны указать на твёрдость звука [р] в слове круг и сказать, что звук [у] после твёрдых согласных записывается буквой у. В слове крюк звук [р’]: звук [у] после мягких согласных записывается буквой ю. Выслушав ответы учеников на последний вопрос упражнения и их примеры, учитель предлагает записать один из них, допустим ров — рёв, и поставить [о] над буквами о и ё. Интерактивное задание № 1 (аудиоплеер). Методический комментарий: Рубрика «Подсказка» содержит примеры слов, в которых звук [о] обозначен разными буквами: слон – клён |
7 | Первичное закрепление материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 — соотнесение гласных звуков с обозначающими их буквами. Учитель пишет пары слов на доске, ученики — в тетрадях. В каждом слове над буквой гласного записывается в квадратных скобках звук, который обозначает данная буква. Над буквами а и я в первой паре слов ученики пишут [а] и делают вывод: гласные звуки в этих словах одинаковые, а буквы гласных разные, и их написание зависит от того, после какого согласного — твёрдого или мягкого — произносится гласный звук [а]. Над буквами о и ё в паре нос — нёс пишут [о] и объясняют, что гласные звуки одинаковые, а буквы разные, так как звук [о] в первом слове стоит после твёрдого согласного, а во втором — после мягкого согласного. Над буквами э и е ученики пишут [э], объясняя, что обозначение звука [э] также зависит от того, после какого согласного он стоит. |
8 | Первичное закрепление материала | Рубрика «Обрати внимание» помогает учащимся убедиться, что в русском языке гласных звуков меньше, чем обозначающих их букв. (Учитель может использовать как термин «буквы гласных», так и термин «буквы, обозначающие гласные звуки», который более правилен с лингвистической точки зрения). |
9 | Повторение изученного, отработка навыков | Выполняется в группах упражнение 4 (работа в группе) — повторение изученного и отработка навыка безошибочного списывания предложений. Возможен вариант устного выполнения упражнения. Организация групповой работы на уроке в классе требует от педагога высокого уровня мастерства и совершенно необходима. Особенно актуальной работа в группах стала при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Без регулярно проводимой на уроках работы в группах невозможно достичь таких определённых в стандарте метапредметных результатов, как: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Класс делится на несколько групп. Группа может состоять из учеников, сидящих в одном ряду или за двумя соседними партами. Группы начинают выполнять упражнение устно, делая лишь необходимые пометки на предложенных учителем листах бумаги. После завершения обсуждения в группах проходит презентация результатов работы — от каждой группы выступает один ученик. Возможен такой путь обсуждения результатов, при котором каждая группа характеризует только одну пару слов. Важно, чтобы учащиеся заметили, что гласные звуки в словах каждой пары одинаковые, но обозначены разными буквами, а первые согласные звуки в словах разные, но обозначены одной и той же буквой. Следует обратить внимание учащихся на место ударения в слове портфе́ль. Можно предложить каждой группе составить несколько предложений с этим словом. |
10 | Повторение изученного, отработка навыков | Выполняется упражнение 5 (по выбору) — наблюдение за звуками, закрепление алгоритма списывания. Учащиеся повторяют правила оформления предложения (первое слово пишется с прописной буквы, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка) и списывают предложение в соответствии со следующим алгоритмом действий: 1) прочитать предложение, понять, о чём в нём говорится; 2) повторить предложение; 3) прочитать предложение орфографически; 4) постараться повторить всё предложение орфографически; 5) прочитывать каждое слово орфографически и записывать его, диктуя себе орфографически; 6) проверить написанное по учебнику. Перед записью транскрипции слова воз учитель поясняет, что буквы в транскрипции не соединяются, а пишутся отдельно друг от друга. Важно, чтобы учащиеся отразили в транскрипции произношение слова: [вос]. В зависимости от уровня подготовки класса и от наличия времени возможны разные варианты дальнейшей работы: либо над первыми буквами слов дедушка, дров записываются звуки, которые обозначены этими буквами ([д’] и [д]), либо ответ даётся устно. |
11 | Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |