Урок 19. Тема «Басни». И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л. Толстой «Страшный зверь»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Формировать нравственные понятия «труд–лень», «зло–добро», «правда–кривда», «честь–бесчестье», «дружба», «сотрудничество» и т. п.;
- учить правильно называть произведение (книгу);
- развивать учебные и читательские умения: сравнивать басни;
- выделять главную мысль произведения;
- соотносить пословицы с произведением.
Виды деятельности
-
Выделять в тексте пословицы о труде;
называть правильно произведения (фамилия автора и заголовок);
определять главную мысль (Что хотел сказать автор? Чему учит это произведение?);
учить наизусть басни.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, басня, И. Крылов, Л. Толстой
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: проверка домашнего задания | – Ребята, давайте вспомним материал предыдущего урока. – Прочитайте. (На доске записаны скороговорки.) Что это? (Скороговорки.) Докажите, что это скороговорки. – Проведём соревнование по чтению скороговорок. |
2 | 2. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» | – А теперь вспомним произведения, с которыми мы знакомились на уроках, проведём игру «Вспомни и назови». – Что объединяет все произведения, которые вы отгадали? (Это стихотворения.) – Расскажите стихотворение Сапгира «Рабочие руки» наизусть. – Ответы учеников. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – А сегодня мы познакомимся не только с новым произведением, но и с новым жанром. Послушайте. (Учитель читает басню Крылова «Лебедь, Щука и Рак», а ученики следят по тексту.) – Прочитайте заголовок. Найдите и прочитайте фамилию писателя. Обратите внимание на подзаголовок. Прочитайте. – Басня — это новый жанр, с которым мы будем встречаться на уроках литературного чтения. В чём особенность этого жанра? – Попробуйте объяснить, что такое басня. – Сравните свой ответ с рубрикой «Обрати внимание». – С каким произведением мы сегодня будем работать? |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Прочитайте басню самостоятельно. – Словарная работа. – Прочитайте первые три строчки басни и объясните их смысл. Подумайте, похожи ли они на пословицу. Чем? (В басне можно выделить основной рассказ и мораль.) – Мораль — это поучительная мысль басни. Иногда она бывает не в начале, а в конце. – Почему «воз и ныне там»? Объясните. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – А теперь самостоятельно прочитайте произведение Льва Николаевича Толстого «Страшный зверь». – Объясните, что это: рассказ, сказка или басня? – Как мышка рассказывает о петухе? Рассмотрите иллюстрации. – Какими вы представляете мышку и старую мышь? Расскажите. – Найдите слова автора, старой мыши и мышки. Прочитайте басню по ролям. |
6 | 6. Обобщение изученного: сравнение произведений | – Сравните басни Крылова и Толстого. Что общего? (Мораль–поучение.) Чем отличаются? (Стихотворная и прозаическая форма.) |
7 | 7. Тест | – А теперь вспомним произведения, с которыми сегодня познакомились, и выполним задания. |
8 | 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Выучите наизусть басню Крылова «Лебедь, Щука и Рак». – Найдите и принесите книгу с баснями Крылова. |