Урок 19. Развитие фольклорных жанров в литературе. А. С. Пушкина. Баллада «Слово о полку Игореве»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Актуализация сведений и личности и творчестве А. С. Пушкина. 2. Анализ баллады «Слово о полку Игореве».
Задачи урока
- 1. Рассмотреть особенности исторической баллада «Слово о полку Игореве».
- 2. Выразительное чтение текста баллады.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, выразительное чтение, рассказывание, заучивание наизусть
Ключевые понятия
-
Баллада, “Слово о полку Игореве”, былина, сказка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока. Проверка домашнего задания | 1. Вспомните, что вам известно об А. С. Пушкине, его жизни? С какими его произведениями вы уже знакомы? 2. Можно ли назвать поэму «Руслан и Людмила» историческим произведением? Чем Руслан похож на былинного богатыря? 3. Как у поэта возник замысел создания баллады «Песнь о вещем Олеге»? Прочитайте фрагменты из летописи, повествующие о событии, положенном Пушкиным в основу своего произведения. О какой разновидности баллады мы будем говорить? Почему? |
2 | 2. Выразительное чтение баллады | Прежде чем приступить к чтению, учитель указывает учащимся на сноски: «В тексте много устаревших слов, поэтому вам во время чтения надо сразу выявлять для себя значения незнакомых слов». После прочтения задаются вопросы: 1. Понравилась ли вам баллада? Что особенно привлекло ваше внимание? 2. Какие картины вам представляются? Опишите их. |
3 | 3.1. Этап усвоения нового материала | ледует обратить внимание: Исторический сюжет. Летописи и «Песнь...». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта. Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики. Учащиеся подбирают и записывают строки из пушкинского произведения к иллюстрациям В. М. Васнецова (выводятся на экран), которые соответствуют тому или иному изображению. Работа с рубрикой «Обсудим вместе» (учебник, ч. 1, с. 79) 1. Каким представляется вам Олег? В чём его сходство с былинным богатырём? Как вы думаете, за что его прозвали вещим? 2. Найдите и прочитайте строки, описывающие волхвов. Как вы понимаете выражения «вдохновенный кудесник», «покорный Перуну... одному»? Что вы можете сказать о волхве? 3. Перечитайте диалог кудесника и Олега. Как вы думаете, с какой интонацией следует произносить реплики князя, а с какой — слова старца? Свой ответ аргументируйте. Диалог перечитывается по ролям. При наличии времени можно поручить чтение двум парам учащихся и сопоставить исполнение. Сами ученики оценивают чтение своих одноклассников и высказывают советы по поводу выразительности чтения. 4. Найдите слова, относящиеся к коню Олега. Вспомните, кем являлся для богатыря его конь. Почему Олег не приказал убить коня сразу? Как это его характеризует? 5. Перечитайте обращения князя к коню и его костям. С помощью каких слов передаются чувства Олега? 6. Подумайте, как проявляется необычность и неожиданность концовки баллады. Н. М. Карамзин считал, что это «явная народная басня». Как вы думаете, какова позиция Пушкина? |
4 | 3.2. Этап усвоения нового материала | Учащиеся подбирают и записывают строки из пушкинского произведения к иллюстрациям В. М. Васнецова (выводятся на экран), которые соответствуют тому или иному изображению. |
5 | 3.3. Этап усвоения нового материала | Учащиеся подбирают и записывают строки из пушкинского произведения к иллюстрациям В. М. Васнецова (выводятся на экран), которые соответствуют тому или иному изображению. |
6 | 4.1. Итоговое задание | Класс выполняет задания. |
7 | 4.2. Итоговое задание | Класс выполняет задания. |
8 | 4.3. Итоговое задание | Класс выполняет задания. |
9 | 5. Информация о домашнем задании | Прослушать чтение баллады Олегом Ефремовым Домашнее задание: Выбрать фрагмент баллады и выучить наизусть. Свой выбор обосновать. |