Урок 16. Тема «Произведения о детях». Е. Пермяк «Смородинка». Дополнительное чтение. С. Михалков «Прогулка»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Формировать нравственные понятия «труд–лень», «зло–добро», «правда–кривда», «честь–бесчестье», «дружба», «сотрудничество» и т. п.;
- учить правильно называть произведение (книгу);
- развивать учебные и читательские умения: сравнивать стихотворения, рассказы, сказки;
- выделять главную мысль произведения;
- делить текст на части и составлять схематический план;
- соотносить пословицы с произведением.
Виды деятельности
-
Выделять в тексте пословицы о труде;
называть правильно произведения (фамилия автора и заголовок);
делить текст на части;
составлять схематический план;
определять главную мысль (Что хотел сказать автор? Чему учит это произведение?);
учить наизусть стихотворения;
различать поговорки по темам.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, рассказ, Е. Пермяк
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа со схемой | – Рассмотрите схему. Назовите произведения указанных авторов. – Вспомните о чём или о ком эти произведения. Расскажите. – Перескажите кратко рассказ С. Баруздина «Как Алёшке учиться надоело». |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – А сегодня мы познакомимся с новым произведением Пермяка. – Послушайте. (Чтение учителем или хорошо читающими учениками.) – О чём или о ком это произведение? – Понравилось ли оно вам? Чем? – Выполните модель произведения. Проверьте. – Словарная работа. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Что говорили люди о девочке? Прочитайте. – Какую работу выполняла Таня? Расскажите. – Рассмотрите план. Сколько частей выделено в рассказе? Назовите первую часть. (Смородиновые черенки.) – Прочитайте 1–ю часть в учебнике. – Как называется 2–я часть? – Прочитайте эту часть рассказа. – Как названа заключительная часть плана? – Прочитайте. – Рассмотрите иллюстрации. Найдите в тексте слова, относящиеся к ним. – Какой была Таня? – Как автор относится к ней? Какие слова подтверждают доброе отношение автора к девочке? Прочитайте. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с пословицей | – Прочитайте пословицы. Какая из них подходит к рассказу Е. Пермяка. Объясните. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – А теперь послушайте стихотворение С. Михалкова «Прогулка». (Текст дан в «Учебной хрестоматии. 2 класс, 1 часть», авт.–сост. Л. А. Ефросинина. — С.142–144.) Читает учитель, если у учеников есть хрестоматии, то дети знакомятся с произведением самостоятельно. – Что хотел сказать автор своим читателям? – Какие чувства вызывает это стихотворение? – Как правильно вести себя на природе? – Выполните модель обложки. Самопроверка. |
6 | 6. Обобщение изученного: сравнение произведений | – Сравним произведения Пермяка и Михалкова. Самостоятельное заполнение таблицы. Взаимопроверка |
7 | 7. Обобщение изученного: игра «Вспомни и назови» | – Вспомним и другие произведения Пермяка. |
8 | 8. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Подготовьте краткий пересказ произведения Е. Пермяка «Смородинка». – Расскажите о героинях стихотворения А. Барто «Катя» и рассказа Е. Пермяка «Смородинка». – Выполните задания в тетради. – Найдите и принесите книги с произведениями о детях. |