Урок 14. Учимся переносить слова
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Отрабатывать умения определять количество слогов в слове и делить слова для переноса; познакомить с правилами переноса слов с буквами й, ь, ъ
Ключевые понятия
-
перенос слов, слог, деление на слоги, совершенствование графического навыка, самоконтроль, словарные слова
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | Отработка и закрепление ранее изученного материала | Каллиграфическая минутка. Назвать сходство и различие между строчными буквами л, м. Прописать строчку л, м. |
3 | Наблюдение | Выполняется фронтально, устно упражнение 1 — наблюдение за различием деления некоторых слов на слоги и их делением для переноса. Ученики должны сами догадаться, по какому принципу разделены слова в первой и во второй строчках. Если им будет трудно это сделать, учитель просит определить, как поделены слова, записанные на первой строке (по слогам). Далее учитель спрашивает, можно ли считать, что последние три слова на второй строке тоже поделены по слогам, и какая особенность некоторых слогов этих слов привела к разнице в делении слов (некоторые слоги в этих словах состоят только из одной буквы). После этого читается рубрика «Обрати внимание», содержащая первое уточнение к основному правилу («Слова переносятся по слогам»), и учитель опять возвращается к материалу упр. 1. Учащиеся должны прийти к выводу, что слова на второй строке разделены для переноса. |
4 | Обобщение результатов наблюдения | Выполняется письменно, фронтально упражнение 2 — тренировка в делении слов для переноса. Слова записываются с дефисами на месте деления слова для переноса: ло-пата, лопа- та, ко-мары, кома-ры и т. д. При работе с выделенными словами необходимо обратить внимание на то, что происходит при переносе с буквами й, ь, ъ. Вопросы в процессе выполнения упражнения: сколько существует вариантов переноса слова лопата и какие это варианты? (Два варианта: ло-пата и лопа-та.) Этот же вопрос задаётся при работе со словами комары, кукушка, скамейка. Почему слово уха нельзя разделить для переноса, ведь в этом слове два слога? Почему слово орехи можно перенести на строку только одним способом, ведь в этом слове три слога? (Первые слоги этих слов состоят только из одной буквы, а одну букву нельзя оставлять на строке.) Обратите внимание. При знакомстве со слогом и с делением слова на слоги в учебнике не приводятся сложные случаи, так как это материал 3 класса. Несовпадение деления слова на слоги и для переноса часто вызывает затруднения у самих учителей. Следует помнить, что орфографической ошибкой неправильный перенос не является (если, конечно, это не вопиющая безграмотность — «о-сень», «осен-ь» и т. п.). Поэтому не стоит требовать от учеников жёсткого единообразия в делении слова для переноса. Например, слово кукушка: можно перенести ку-ку-шка (деление на слоги совпадает с делением слова для переноса), а можно — ку-куш-ка (деление для переноса не совпадает с делением на слоги). Это же касается и других слов со стечением согласных, в которых возможны варианты, например: лес-ник, ле-сник. Если класс готов воспринять такую информацию и ученики не запутаются, лучше им об этом сообщить сразу; если же эта информация может нарушить восприятие материала, слова, подобные слову кукушка, лучше пока переносить по слогам. Пристальное внимание следует уделять только тем случаям, в которых происходит грубое нарушение слогоделения и правил переноса слова. Рубрика «Обрати внимание» содержит ещё одно уточнение основного правила переноса слов. |
5 | Первичное закрепление материала | Упражнение 3 — закрепление правила (если есть время выполнить это упражнение фронтально, предложите его перед упр. 2). Возможные варианты выполнения. 1. Ученики устно называют слова, которые нельзя перенести. 2. Учитель записывает материал упражнения на доске и просит учащихся рассказать, как эти слова можно перенести со строки на строку. При этом создаётся проблемная ситуация: несмотря на формулировку задания, ученики должны в некоторых случаях доказать, почему слово нельзя перенести. 3. Упражнение предлагается для самостоятельного выполнения во время проведения дифференцированной работы. |
6 | Отработка и закрепление изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 4 — поиск слов, неправильно разделённых для переноса; развитие самоконтроля. Учитель обращает внимание учащихся на то, что ученику было дано задание разделить слова для переноса. Учащиеся должны указать ошибку, сформулировать своими словами правило, которое «забыл» ученик, выполнявший работу, и назвать правильный вариант переноса слова. Ошибки в делении слов ранее не разбирались, следует их подробно объяснить. |
7 | Отработка и закрепление изученного материала | Упражнение 5 — отработка правил переноса слов с буквами ь, й; определение слов, которые переносить нельзя. Выполнение упражнения начинается с устной фронтальной работы. Учитель просит объяснить, какое правило нужно знать для правильного переноса слов первого столбика. Если ученики затрудняются с ответом, учитель обращает их внимание на то, что в каждом слове первого столбика есть ь, и просит вспомнить об особенности переноса слов с ь. Так же проходит работа со словами второго столбика. Почитав слова третьего столбика, учащиеся должны вспомнить правило их переноса (слова, состоящие из одного слога, не переносятся). После этого ученики самостоятельно записывают слова первых двух столбиков, деля их на слоги для переноса. По окончании работы учитель просит назвать слова, которые можно перенести несколькими способами, и проговорить возможные способы переноса (со-сульки, сосуль-ки, яб-лонька, яблонь-ка, ябло-нька и т. д.) |
8 | Этап усвоения новых знаний | Словарная работа. Записать в рабочей тетради слово город, подчеркнув вторую букву о. Записать родственные слова город, городок, городской. Составить предложения с этими словами и одно из них записать под диктовку учителя. Записать в словарик слово мультфильм, составить предложения с этим словом, одно из них под диктовку учителя записать в рабочей тетради. |
9 | Дополнительный материал | Дополнительная работа 1. Определить, какое правило объединяет слова в каждом столбике, подобрать ещё несколько слов на это же правило. дочка ульи шина тучка платье чудо ночной счастье чаща мрачный вьюга роща мощный вьюнок щука каменщик пьём жизнь (Слова первого столбика подобраны на правило написания сочетаний согласных чк, чн, нч, нщ, щн; слова второго столбика объединяет правило «Разделительный мягкий знак», слова третьего столбика — «Гласные после шипящих».) После подбора ещё нескольких слов на данные правила учитель просит записать слова из каждого столбика в тетрадь. 2. Найти четыре ошибки в делении слов для переноса, сформулировать правило, которое поможет не допустить эти ошибки. Запись на доске: кре-пость, зай-чик, сель-дь, як-орь, сен-тябрь, дал-ьше, мор-ковь, ар-ми-я, со-ло-вей, вью-га Слова с правильным делением для переноса нужно записать в тетради. 3. Выполнить упр. 29 в тетради «Учусь писать без ошибок». |
10 | Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |