Урок 14. Числовой луч
Обобщить знания учащихся о числовом луче и его единичном отрезке.
Закреплять у учащихся знания табличных случаев сложения и вычитания, последовательности двузначных чисел в натуральном ряду; графические навыки; умения решать текстовые задачи, работать с информацией. Формировать у учащихся умения проводить логические операции сравнения и классификации.
Изображать числа точками на числовом луче и сравнивать числа с помощью числового луча. Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. Выстраивать последовательность двузначных чисел в натуральном ряду чисел. Выполнять по плану построение луча с помощью линейки. Определять арифметические действия для решения задач. Оценивать предлагаемое решение задачи и обосновывать свою оценку. Выбирать из таблицы необходимые данные для ответа на поставленный вопрос. Разбивать множество объектов на группы по заданному основанию. Проводить сравнение записей. Видеть их сходство и различия
-
Числовой луч
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с заданием № 5 учебника. Дети должны отвечать так: «Точке M соответствует число 2. Точке K соответствует число 5. Точке A соответствует число 6. Точке B соответствует число 8». Возьми карточки с числами и отметь числа, соответствующие точкам на числовом луче. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 9 учебника. Перед выполнением задания попросите учащихся внимательно рассмотреть числовой луч. Дети впервые встречают такое изображение числового луча: на рисунке изображена та его часть, на которой не обозначено начало луча. Далее работаем с рисунком. Между точкой A, которой соответствует число 25, и точкой B расположено 5 точек и 6 единичных отрезков. Значит, на числовом луче между этими точками расположены числа 26, 27, 28, 29 и 30. Попросите учеников назвать каждую из этих точек. Попросите их записать числа, соответствующие отмеченным точкам. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Работа с заданием № 14 учебника. Задание позволяет проверить знание табличных случаев сложения и соответствующих случаев вычитания и уровень развития логического мышления детей. В первой части задания требуется назвать все возможные варианты решения. Сразу же скажите учащимся, что если они будут хаотично перечислять пары чисел, то могут пропустить какой-нибудь вариант. Нужно прежде всего придумать правило перебора решений, которое исключит вероятность пропуска той или иной пары. Например, перебирать по порядку (начиная с наименьшего) возможные варианты первого слагаемого и находить второе слагаемое, исходя из условия. Решения второго столбца, по существу, повторяют решения первого столбца, так как слагаемые в суммах одни и те же, но переставлены местами. Значит, в ответе нужно указать следующие возможные варианты пар чисел: 0 и 9; 1 и 8; 2 и 7; 3 и 6; 4 и 5. Перед выполнением второй части задания предложите учащимся следующий вопрос: «Можно ли перечислить все пары чисел, в результате вычитания которых получится 7?» Второклассники делают вывод, что указать все такие пары невозможно (их бесконечно много), поэтому придётся ограничиться нахождением лишь нескольких решений. Интерактивное задание. На черте изображена часть числового луча, на которой не обозначено начало луча и, кроме того, не указан единичный отрезок. Чтобы выполнить задание, надо прежде всего выяснить, чему равен единичный отрезок. На чертеже мы видим, что на луче отмечены точки Е и А. Отрезок луча между этими точками разделён на три равные части, но между этими точками должно укладываться три единичных отрезка, значит, единичный отрезок — это одна такая часть. Теперь можно переходить к непосредственному выполнению задания. Попросите детей отметить числа, соответствующие точкам на числовом луче. |
4 | 4. Целеполагание | Работа с заданием № 15 учебника. Прежде чем приступить к выполнению задания, предложите учащимся рассмотреть чертёж. Спросите их: «На какие три отрез ка разбивают отрезок АВ точки М и С? Из суммы длин каких трёх отрезков складывается длина отрезка АВ? Длины каких отрезков нам известны? Длину какого отрезка надо найти? Как решить задачу?» Надо рассмотреть два способа решения. Способ 1 1) 6 + 3 = 9 2) 18 – 9 = 9 Способ 2 1) 18 – 6 =12 2) 12 – 3 = 9 Интерактивное задание.На чертеже между точками А и В один единичный отрезок, состоящий из двух частей. Если мы будем двигаться влево от точки А и последовательно откладывать единичные отрезки, то соответствующие числа будут такими: 57, 56 и 55. Двигаясь вправо от точки В и также последовательно отклады- вая единичные отрезки, мы получим числа 60, 61, 63. Возьми карточки с числами и отметь числа, соответствующие точкам на числовом луче. |
5 | 5.1. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 16 учебника. Задайте учащимся дополнительные вопросы: «Сколько всего высказываний можно прочитать по каждой схеме? Почему?» Например, на правом чертеже высказывания изображены тремя стрелками, поэтому учащиеся должны прочитать три высказывания: 1) 78 боль ше 65; 2) 96 боль ше 65; 3) 96 боль ше 78. Интерактивное задание. Задание состоит из двух частей. Сначала надо попросить учащихся внимательно рассмотреть все три числовых луча и выбрать тот, на котором можно отметить точки, соответствующие заданным числам. Дети должны понимать, что теоретически на любом числовом луче можно отметить точки с любыми координатами, но практически это можно выполнить, лишь изобразив подходящую часть луча. С этой точки зрения среди представленных числовых лучей, безусловно, единственно удобным является нижний луч. Далее можно переходить к выполнению второй части задания. Предложите детям самостоятельно отметить точки, соответствующие числам 38, 40 и 44. Обратите внимание второклассников на то, что, прежде чем отмечать точки, надо определить единичный отрезок. |
6 | 5.2. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 18 учебника. |
7 | 6.1. Первичное закрепление | Работа с заданием № 23 учебника. Моделирование сюжетной ситуации. Разложить фишки по заданию. Записать решение и ответ. Интерактивное задание. Запишите результаты действий при помощи карточек с числами. |
8 | 6.2. Первичное закрепление | Работа с заданием № 24 учебника. Построить луч, отметить точки на луче и вне луча. Интерактивное задание. Можно предложить учащимся выполнить задание самостоятельно. Проследите, чтобы они точно выполнили поставленные условия. |
9 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 29 учебника. Если у учащихся возникнут затруднения, посоветуйте им сравнить в числах цифры в разряде десятков и цифры в разряде единиц. Закономерность следующая: цифры в разряде десятков увеличиваются на 1, а цифры в разряде единиц не изменяются. Поэтому следующие три числа — это 42, 52, 62. Интерактивное задание. Учитель. Заполни пропуски при помощи карточек с числами. |