Урок 11. Разделительный мягкий знак (ь)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Повторить две функции буквы «мягкий знак»: 1) показатель мягкости согласных и 2) разделитель согласных и гласных звуков
Ключевые понятия
-
сочетания чу— щу, разделительный ь, ь показывает мягкость согласного, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | Отработка и закрепление ранее изученного материала | Каллиграфическая минутка. Назвать сходство и различия между строчными буквами у, ц. Прописать строчку у, ц, обращая особое внимание на разницу в величине последних элементов букв. |
3 | Актуализация знаний | Рубрика «Вспомни изученное» активизирует знания учащихся о функциях буквы ь. Вероятно, учащиеся легко вспомнят, что с помощью мягкого знака на письме обозначается мягкость согласного в конце или в середине слова перед другим согласным. Этот материал уже повторялся на уроке 6. Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель предлагает подумать: всегда ли можно мягкость согласных обозначить с помощью гласных букв? Как обозначить мягкость последнего согласного звука в слове? Вторая функция мягкого знака — разделительная — в этом году ещё не повторялась. Будет очень хорошо, если учащиеся сами вспомнят о ней; если же этого не произойдёт, учитель лишь указывает на то, что у ь есть ещё одна «работа», о которой и пойдёт речь на уроке. Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за парами слов, различающихся только одним звуком — [й’]. Работа идёт фронтально, письменно. Слова каждой пары записываются друг под другом: это позволяет легче увидеть различия в произношении и написании слов. Запись: полёт [пал’о́т] тюлени [т’ул’э́н’и] польёт [пал’й’о́т] тюленьи [т’ул’э́н’й’и] солю [сал’у́] Коля [ко́л’а] солью [сал’й’у́] колья [ко́л’й’а] Ученики определяют, что во втором слове каждой пары есть звук [й’], которого нет в первом слове пары. Дополнительные вопросы. Одинаковая ли «работа» у буквы ё в словах первой пары? Одинаковым ли способом обозначена мягкость звука [л’] в этих словах? Одинаковое ли количество звуков передаёт буква ю в первом и во втором слове второй пары? Одинаковым ли способом обозначена мягкость звука [л’] в словах второй пары? Одинаковая ли «работа» у буквы и в словах третьей пары? Одинаковым ли способом обозначена мягкость звука [н’]? Одинаковое ли количество звуков передаёт буква я в первом и во втором слове четвёртой пары? Одинаковым ли способом обозначена мягкость звука [л’]? |
4 | Этап получения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» знакомит с функцией разделительного ь. После прочтения материала рубрики учитель предлагает вопросы для обсуждения. 1. Почему мягкий знак в данном случае называют разделительным, что он разделяет? (Ученики должны отметить наличие в словах с разделительным мягким знаком группы звуков, включающей мягкий согласный и следующее за ним сочетание звуков [й’] + гласный; ь отделяет мягкий согласный от йотированных гласных букв, обозначающих два звука. Если ь не будет, эти буквы укажут лишь на мягкость предшествующего согласного и гласный звук.) 2. Как бы вы объяснили тому, кто не знаком с разделительным мягким знаком, когда его нужно писать? (Разделительный мягкий знак пишется после мягких согласных перед буквами и, е, ё, ю, я, обозначающими в данных словах сразу два звука: [й’] + гласный.) |
5 | Отработка и закрепление ранее изученного материала | Выполняется фронтально, письменно упражнение 1 — тренировка в написании слов с разделительным ь. Ученики по очереди выходят к доске и записывают пары слов. Помощь учащимся в понимании функции ь и в отработке правильного написания. Произнести «кры́ля», «ручи́», «сту́ля»; это поможет предупредить ошибки написания. Перед записью слова учитель просит подумать, как его нужно написать, чтобы не появились «ли́стя», «коло́ся», «друзя́». |
6 | Отработка и закрепление ранее изученного материала | Выполняется в парах, письменно упражнение 2 (работа в паре) — определение функции ь в слове. |
7 | Отработка и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 3 — отработка алгоритма списывания и тренировка в написании слов с разделительным ь. Транскрипция слова листья: [л’и́с’т’й’а]. Учащиеся должны не только определить, что в этом слове шесть звуков и шесть букв, но и объяснить, почему в слове с мягким знаком, который, как известно, звука не обозначает, количество звуков и букв всё же совпадает. (Буква «я» в этом слове обозначает два звука.) |
8 | Отработка и закрепление ранее изученного материала | Упражнение 4 (трудное) — отработка написания разделительного ь в ситуации принятия осознанного решения о необходимости его в слове. Усложняется выполнение упражнения тем, что в задании нет указания, что вставлять нужно именно мягкий знак. Выполняется письменно, фронтально или предлагается учащимся, успешно усваивающим материал, для самостоятельного выполнения во время проведения дифференцированной работы. Учащиеся должны увидеть, что не нужно ничего вставлять в слова пять и люстра. Рубрика «Проверь себя» помогает осуществить самопроверку. После завершения работы учащимся нужно предложить ответить на вопросы: какую букву вы вставили во все слова, кроме слов пять и люстра? Какую «работу» выполняет эта буква в словах упражнения? |
9 | Дополнительный материал | Дополнительная работа (выполняется между упр. 1 и 2). 1. Списать с доски только те слова, в которых на месте пропуска нужно писать разделительный ь. Слова на доске: в...юга, ма...як, п...ём, б...ём, счаст...е, брат...я, по...ёт, в...юн, кл...юв, ноч...ю, печен...е, ста...я, обез...яна 2. Объяснить, по какому принципу слова с ь распределены по столбикам. Дать названия каждому столбику. Определить, совпадает ли количество букв и звуков в словах первого столбика; второго столбика. (Первый столбик ученики могут назвать «Разделительный ь», второй — «ь показывает мягкость согласного». В словах первого столбика количество звуков и букв совпадает. Это происходит потому, что ь звука не обозначает, но идущая после него буква обозначает сразу два звука. В словах второго столбика букв на одну больше, чем звуков: буква ь указывает на мягкость предыдущего согласного и отдельного звука не обозначает.) 3. Записывать в тетрадь только те из диктуемых учителем слов, в которых есть разделительный ь: листья, деревья, пальмы, осень, осенью, варить, варенье, рояль, Марья, Илья, Игорь, ручьи, поленья 4. Рассмотреть запись на доске, объяснить, почему от каждой буквы идёт две стрелки и почему слова под каждой из букв записаны в два столбика. После того как учащиеся вспомнили две функции букв е, ё, ю, я, учитель предлагает им подобрать свои примеры для каждого столбика. Как только слово названо, учитель записывает его на доске. Слова могут быть такими: 1) белка, речка, ветер; 2) печенье, ель, веселье; 3) пёсик, мёд, колёса; 4) ёлка, бельё, вьёт; 5) ключ, клюква, плюс; 6) юла, вьюга, вьюнок; 7) дятел, пять, дядя; 8) яма, стулья, гроздья. В случае затруднений учитель называет слова, а ученики определяют, в какой столбик нужно записывать названное слово. |
10 | Дополнительный материал | Дифференцированная работа. Часть класса самостоятельно заканчивает (выполняет) упр. 6 учебника. Учащиеся, которым нужна педагогическая поддержка, выполняют упр. 17, 19, 23 в тетради «Учусь писать без ошибок». |
11 | Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |