Урок 11. От чего зависит климат нашей страны
Формирование представления об основных климатообразующих факторах.
Познакомить с основными климатообразующими факторами, показать их влияние на погоду и климат.
Формировать умения работать с климатическими картами и делать выводы, выявлять закономерности.
Развивать навыки работы со схемами, картами атласов.
Развивать навыки устной речи, умения обобщать и делать выводы.
-
Учимся определять существенные признаки понятий, оценивать климатические условия страны и их зависимость от географического положения, сравнивать особенности явлений и процессов и систематизировать полученную информацию.
-
Солнечная радиация и радиационный баланс, циклон, антициклон, тёплый и холодный атмосферные фронты.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель предлагает заслушать несколько устных сообщений по теме домашнего задания. А далее выполнить несколько интерактивных заданий на проверку знаний по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы страны». |
2 | 2. Актуализация знаний | Учитель предлагает школьникам вспомнить, на что оказывает влияние рельеф в первую очередь, а также в чём принципиальное отличие климата от погоды. |
3 | 3.1. Изучение нового материала | Учитель предлагает ребятам вспомнить климатообразующие факторы.
Варианты ответов:
Далее учитель предлагает рассмотреть каждый фактор отдельно. |
4 | 3.2. Изучение нового материала | Рассмотрим первый фактор – географическая широта. От неё зависит количество солнечных лучей, поступающих на поверхность Земли. При движении с севера на юг количество солнечной радиации, получаемое территорией, увеличивается. |
5 | 3.3. Изучение нового материала | Рассказ учителя. |
6 | 3.4. Изучение нового материала | Изучая карту, учащиеся отвечают на вопросы. Как меняется количество суммарной солнечной радиации на территории России? Каковы следствия этого? |
7 | 3.5. Изучение нового материала | Ребята, внимательно изучите схему и подумайте:
|
8 | 3.6. Изучение нового материала | Рассказ учителя. Рассмотрим второй фактор – циркуляция воздушных масс. Атмосферный фронт, циклон, антициклон. |
9 | 3.7. Изучение нового материала | Используя карту, учащиеся определяют, какие атмосферные фронты проходят над территорией России. |
10 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | Учитель предлагает по иллюстрациям и описаниям определить характер погоды. |
11 | 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. |
12 | 6. Информация о домашнем задании | Учитель даёт рекомендации по выполнению домашнего задания. |