Урок 11. Художественный образ в архитектуре
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Почувствовать выразительность и вариативность архитектуры, эмоциональность её языка и её историческую обусловленность.
Задачи урока
- – понимать авторский замысел в создании архитектурных сооружений;
- – развивать творческие и аналитические способности школьников на основе обращения к памятникам архитектуры разных эпох;
- – воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание произведений архитектуры.
Виды деятельности
-
Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий. Работа с учебной и справочной литературой.
Ключевые понятия
-
Архитектурный художественный образ. Форма и содержание архитектуры. Фасад. Интерьер. Природный ландшафт. Органическая архитектура.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.Мотивация к учебной деятельности | Слово учителя: «Сегодня мы попробуем доказать справедливость этого утверждения известного искусствоведа Б. Р. Виппера». Вначале учитель ставит перед учащимися вопрос о том, как архитектура может воздействовать на человека. Выслушивает их ответы и предлагает сопроводить комментариями заранее подобранные изображения архитектурных сооружений. Учитель предлагает представить ситуацию, при которой человек, оказавшийся перед фасадом или внутри здания, испытывает различные чувства, по-своему «переживает» произведение архитектуры. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Учитель предлагает поразмышлять о вечности, стоя перед пирамидами Древнего Египта, перенестись в античный театр или на арену Колизея в Риме и представить себя в роли зрителей на одном из захватывающих зрелищ, постоять перед фасадом здания в стиле барокко или классицизма и внимательно рассмотреть архитектурные формы. Учащиеся размышляют о затейливых формах китайской пагоды в Запретном городе Пекина, а затем любуются величием деревянного ансамбля в Кижах. Учитель предлагает войти в здание современного аэропорта или промчимся на автомобиле по головокружительной транспортной развязке в Токио. Учитель обобщает ответы учащихся. |
3 | 3. Целеполагание | Учащиеся самостоятельно знакомятся с разделом 8.1 «Особенности архитектурного образа» и отвечают на вопросы заданий 1 и 2 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля». Просмотр интерактивного контента «Интересные архитектурные сооружения». Перед учащимися ставится задача определить особенности воплощения авторского замысла. Учитель стимулирует обсуждение и обобщает увиденное, делает выводы. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Выполнение задания 16 в рабочей тетради. Сначала учитель просит учащихся прокомментировать слова французского архитектора и дизайнера Э. Гимара, акцентирует внимание на особой роли природы в создании архитектурных образов. Далее учащиеся рассматривают изображения архитектурных сооружений, определяют особенности воплощения авторского замысла и заносят результаты своих наблюдений в таблицу. Учитель просит учащихся припомнить ситуацию в их жизни, когда они встретились с произведением архитектуры, оставившим неизгладимый след в их памяти. Даёт им возможность объяснить свои чувства и эмоции. |
5 | 5. Самостоятельная работа с самопроверкой | На данном этапе урока учащиеся получают задание описать одно из понравившихся архитектурных сооружений. Для его выполнения они могут воспользоваться примерным планом в учебнике (с. 101, «Творческая мастерская», задание 2). Учащимся можно предложить памятку «Как анализировать произведение архитектуры». |
6 | 6. Итог урока | Можно провести небольшую итоговую дискуссию на тему «Диалог современной архитектуры и классики». Примерные вопросы. 1. Существует такое мнение, что на каждый вызов современной архитектуры есть ответ в классике. Согласны ли вы с этим утверждением? 2. Согласны ли вы, что архитектурная классика устарела и не может выразить того, чем живет современный мир? 3. Может ли современная архитектура вступить в диалог с классикой? Чем и как она может доказать, что ее идеи действительно новые и их нельзя передать классическим языком? |