Урок 100. Деление с остатком
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Познакомить учащихся с новой операцией — делением с остатком, его компонентами (делимое, делитель, частное, остаток) и свойством остатка.
Задачи урока
- Научить учащихся выполнять деление с остатком (в частности, при делении меньшего числа на большее).
- Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно изученные действия с двух-, трёхзначными числами; использовать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях для нахождения значений выражений; оценивать величины на глаз и проверять себя с помощью измерения; осуществлять необходимые расчёты с величинами; конструировать и решать текстовые арифметические задачи.
- Формировать у учащихся навыки исследования текста задачи.
- Развивать у учащихся пространственные представления.
- Формировать у учащихся умения выполнять логические операции сравнения и классификации, а также навыки логических рассуждений.
Виды деятельности
-
Различать операции «деление» и «деление с остатком».
Выполнять деление с остатком (в частности, при делении меньшего числа на большее).
Выполнять устно и письменно действия с двух-, трёхзначными числа ми.
Применять правила порядка выполнения действий в числовых выражениях для нахождения значений выражений.
Оценивать величины на глаз и проверять себя с помощью измерения.
Осуществлять необходимые расчёты с величинами.
Конструировать арифметические задачи (придумывать вопрос к условию задачи; составлять задачу по данным, представленным в таблице).
Выбирать арифметические действия для решения задачи.
Выполнять исследование задачи (находить несколько возможных решений задачи).
Располагать фигуры по отношению друг к другу в соответствии с требованиями задачи.
Оценивать соответствие чертежа требованиям задачи.
Проводить сравнение числовых значений, текстов задач.
Видеть их сходство и различия.
Разбивать множество числовых выражений на группы в соответствии с требованиями задачи.
Определять, является ли высказывание верным или неверным.
Ключевые понятия
-
Деление с остатком
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Задания, предложенные на данном этапе урока, способствуют переходу младшего школьника в плоскость учебной деятельности. Учителю необходимо выработать на личностно значимом уровне у учащихся внутренней готовности к выполнению требований учебной деятельности. Работа с заданием № 15 учебника. Интерактивное задание. Выполни деление и запиши ответы. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, помогают учителю активизировать у учащихся опыт работы с известным материалом, активировать багаж имеющихся знаний, необходимых для изучения новой темы. Работа с заданием № 19 учебника. Придумай ещё один вопрос к условию задачи. Сформулируй новую задачу и реши её. Интерактивное задание. Вычисли и выбери верные ответы. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | На данном этапе урока учителю необходимо обеспечить работу с системой заданий, позволяющих учащимся начальной школы сформулировать вопрос для исследования ими темы урока, организовать открытие нового знания самими учащимися. Работа с заданием № 29 учебника. По условию задачи лучи должны иметь только одну общую точку. Этому условию соответствует только второй чертёж. На первом же чертеже общей частью лучей АС и ОС является луч ОС. Делаем вывод: в первом случае решение неверно; во втором случае решение верно (общая точка О). В качестве дополнительного задания можно предложить учащимся найти другие варианты взаимного расположения трёх лучей, когда их общей частью является единственная точка. При этом удобно использовать модели: три куска плотной прозрачной плёнки, на которых начерчено по одному лучу. Интерактивное задание. Выполни деление устно и выбери верные ответы. |
4 | 4. Целеполагание | Задания, предложенные на данном этапе урока, позволяют учителю на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, организовать их самостоятельную учебную деятельность на уроке. Работа с заданием № 1 учебника. Разложи 10 фишек поровну в две кучки. Сколько фишек в каждой кучке? Каким арифметическим действием можно это узнать? Сделай запись. Интерактивное задание. Выполни умножение и запиши ответы. |
5 | 5. Открытие новых знаний | Задания, предложенные на данном этапе урока, обеспечивают возможность построения учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении учебных задач такого типа. Работа с заданием № 2 учебника. Попробуй разложить 10 фишек поровну в три кучки. Сколько фишек в каждой кучке? Сколько фишек осталось? Интерактивное задание. Сравни данные значения величин и выбери верный знак <, =, >. |
6 | 6. Первичное закрепление | На данном этапе вниманию учеников предлагается несколько типовых задач по новой теме. Младшие школьники (индивидуально, в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному правилу (алгоритму), объясняя и аргументируя свои действия. Работа с заданием № 3 учебника. Проверь с помощью фишек, кто из учеников правильно выполнил деление с остатком. Интерактивное задание. Выполни деление с остатком и заполни пропуски. |
7 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по новому правилу (алгоритму). Задания, предложенные на данном этапе урока, способствуют фиксации полученных знаний, позволяют рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного. Работа с заданием № 4 учебника. Интерактивное задание. Выполни деление с остатком и заполни пропуски. |