Урок 10. Рыцарский героический эпос
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: героический эпос, рыцарская героическая поэма. 2. Знакомство с поэмой “Песнь о Роланде”.
Задачи урока
- 1. Изучить рыцарскую героическую поэму «Песнь о Роланде».
- 2. Иметь представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение
Ключевые понятия
-
героический эпос, рыцарская героическая поэма, жонглёр, трубадур
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Какие чувства вызывают у вас Роланд, Карл, Ганелон, Оливье? Кто из них достоин сочувствия, уважения? |
2 | 2.1. Работа с текстом поэмы | 1. Найдите в тексте завязку конфликта. Чем вызван страх Ганелона? Прочитайте выразительно строки, в которых он проявляется с наибольшей силой. Как объяснить неприязнь Ганелона к Роланду? Чем она усиливается? 2. Как вы думаете, почему многие считают, что основные качества Роланда — это мужество и верность? Кому или чему он верен? Как и в русском героическом эпосе, в данном произведении отсутствует любовная линия. Только в более поздних вариантах «Песни о Роланде» упоминается невеста храброго рыцаря по имени Альба, которая умерла от печали при известии о смерти любимого. Таким образом, Роланд, как настоящий рыцарь, служит только королю и Франции. Ребята выразительно читают отрывки из поэмы. |
3 | 2.2. Работа с текстом поэмы | Ребята выразительно читают отрывки из поэмы. |
4 | 2.3. Работа с текстом поэмы | Ребята выразительно читают отрывки из поэмы. |
5 | 2.4. Работа с текстом поэмы | Ребята выразительно читают отрывки из поэмы. |
6 | 3.1. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Учитель задаёт классу вопросы: Перед сражением Оливье трижды призывает Роланда протрубить в рог, чтобы позвать на помощь. Потом, когда ясно, что битва проиграна, он пытается удержать друга от этого поступка. Как вы думаете, почему? Как объяснить гневное восклицание Роланда: «То вражья кровь!»? Обратите внимание, что, когда Оливье понимает, что битвы не миновать, он сам обращается с призывом к рыцарям. Как это его характеризует? |
7 | 3.2. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Учитель задаёт классу вопросы. |
8 | 4. Информация о домашнем задании | Учитель демонстрирует два слайд-шоу. Домашнее задание: Творческое задание на выбор: 1. Характеристика Роланда. 2. «Разумен Оливье, Роланд отважен»: сравнительная характеристика героев. 3. Русские богатыри, герои нартского и рыцарского героического эпоса: сходство и различия. |