Урок 1. Введение. Зачем человеку искусство?
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Понимание роль и место искусства в обществе, определять его основные функции. Побудить учащихся к заинтересованному обсуждению спорных проблем, не имеющих однозначного решения в науке и социальной жизни.
Задачи урока
- Формировать общие представления об этической составляющей искусства (добро, зло, долг, справедливость и т. д.).
- Моделировать ситуации, в которых необходимо умение общаться, делать выбор, осмысливать и объяснять его, защищать и аргументировать свою точку зрения.
Виды деятельности
-
Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий. Работа с учебной и справочной литературой.
Ключевые понятия
-
Функции и задачи искусства. Дискуссия. Аргументация. Комментарий. Духовная культура. Художественное творчество. Проектная деятельность.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Учащимся предлагаются три высказывания деятелей искусства – кинорежиссёров А. А. Тарковского, А. С. Кончаловского и искусствоведа П. Д. Волковой – о сущности искусства и его роли в жизни человека. Учащиеся интерпретируют смысл каждого из них, аргументируют своё мнение, а также обмениваются впечатлениями, выражают своё согласие или несогласие с каждым из высказываний, дают к ним собственные комментарии, выслушивают ответы одноклассников |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Учитель сообщает тему урока, предлагает учащимся на основе обсуждения высказываний определить значимость и актуальность затронутых проблем, указывает на их нерешённость и противоречивость, неоднозначность трактовок в науке и социальной жизни. Возможен просмотр видеофрагмента документального фильма «Старше на 10 минут» (1978). Режиссёр Герц Франк. Оператор Юрис Подниекс. |
3 | 3. Целеполагание | Учитель предлагает вопросы для проведения дискуссии «Зачем человеку искусство?». Он вправе выбрать только те из них, которые кажутся ему наиболее интересными и приемлемыми для данного класса. Проведение дискуссии позволит определить основные функции искусства. |
4 | 4. Открытие новых знаний | По мере обсуждения учитель систематизирует ответы учащихся, ставит их в ситуацию, при которой необходимо обобщить, сделать выводы о сущности искусства. Обучающиеся рассматривают схему. Учащиеся высказывают своё мнение, учитель обобщает, помогает им более точно сформулировать свою мысль. |
5 | 5. Первичное закрепление | Учитель вместе с учащимися обобщает начатый на уроке разговор о функциях искусства и в процессе обсуждения предлагает им раскрыть схему. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Учащиеся самостоятельно отвечают на вопрос: «Какая из названных функций искусства для вас самая важная? Почему?» Учитель задаёт вопрос классу: «Какие функции искусства не нашли отражения в нашей схеме?» |