Урок 1. Пространственно-временные виды искусства в художественной культуре
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Изучить пространственно-временные виды искусства в художественной культуре.
Задачи урока
- Изучить историю зарождения и развития искусства в эпоху палеолита.
- Познакомиться с видами искусства и их выразительными средствами.
- Научиться различать пространственные, временные и пространственно-временные виды искусства.
- Познакомиться с произведениями различных видов искусства из собрания ГМИИ им А. С. Пушкина.
- Научиться разрабатывать содержание тематической выставки (6–8 картин из коллекции ГМИИ им А. С. Пушкина).
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия. Классификация видов искусства. Работа с таблицами. Работа с текстом учебника. Моделирование тематической выставки. Работа в парах (подбор иллюстративного материала на заданную тему).
Ключевые понятия
-
Пространственные, временные и пространственно-временные виды искусства; выразительные средства искусства.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающиеся трактуют своё понимание отрывка из текста параграфа. Учитель помогает им вопросами: «Почему искусство – это один из способов познания окружающего мира? Как произведения искусства отражают миропонимание и мышление человека?» |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Учитель предлагает ученикам рассмотреть изображения на экране и ответить, каким видам искусства они соответствуют. Ученики убеждаются, что, даже не владея специальными знаниями, они без труда различают танец, живопись, архитектуру, кино и другие виды искусства. Учитель подводит обучающихся к мысли, что виды искусства всё же имеют определённую классификацию. Для её изучения заглянем в историю зарождения и развития искусства – в эпоху палеолита |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Учитель предлагает ученикам изображения первобытного человека за различными повседневными занятиями, просит прокомментировать данные виды деятельности и ответить на вопрос: «Развитию каких видов искусства способствовали данные занятия наших предков?» |
4 | 4. Целеполагание | На экране появляется таблица «Виды искусства», учитель по мере появления понятий «пространственные, временные и пространственно-временные виды» объясняет их значение. Задача обучающихся – научиться различать пространственные, временные и пространственно-временные виды искусства |
5 | 5.1. Открытие новых знаний | Учитель демонстрирует, объясняет и дополняет таблицу «Виды искусства». |
6 | 5.2. Открытие новых знаний | Обучающимся предлагается соотнести соединительными стрелками выразительные средства и виды искусства |
7 | 6. Первичное закрепление | На примере образа народного сказочного героя Садко учитель объясняет значимость выразительных средств в различных видах искусства. Художественный образ рассматривается в живописи и графике. Учитель даёт возможность оценить выразительность образа сказочного героя средствами литературы, музыки и театра на примере отрывка былины «Садко» и фрагмента оперы-былины Н. А. Римского-Корсакова «Садко» |
8 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Обучающимся предлагается самостоятельно прочитать раздел «Музей изобразительных искусств им А. С. Пушкина» (часть 2 учебника, с. 103). В процессе чтения учащиеся должны определять виды произведений искусства, о которых говорится в тексте. Творческое задание обучающиеся выполняют в парах |
9 | 8. Итог урока | Обучающиеся защищают выполненные творческие задания, в представляемой ими тематической выставке акцентируя внимание на видах искусства. Обучающиеся на основании изученного на уроке материала объясняют своё понимание цитаты В. А. Сухомлинского. |