Учимся писать буквы согласных в корне слова
- Познакомить с орфограммой «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова» и алгоритмом проверки данной орфограммы
- корень слова, парные по звонкости-глухости согласные, опасное место, орфограмма, безударные гласные в корне слова, однокоренные слова, родственные слова, форма слова, совершенствование графического навыка, орфографический тренинг
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» — наблюдение языкового явления — оглушение согласного звука, подготовка к восприятию рубрики «Обрати внимание». Выполняется фронтально, устно. Учитель дублирует материал рубрики на доске. И в звуковой, и в буквенной записи обязательно выделяются корни. Наблюдение организуется по вопросам, данным в рубрике. При ответе на второй вопрос ученики должны отметить, что звонкий согласный в корнях некоторых слов начинает звучать как парный глухой, но это не отражается на письме. При ответе на последний вопрос ученики должны отметить, что изменения в корне связаны с изменением последующего звука — вместо стоящего после корня гласного звука появляется глухой согласный. Дополнительный вопрос. Почему не изменяется согласный звук в корне слов тропа — тропка? (В корне слова тропа последний согласный — глухой, изменение соседнего звука не приводит к его изменению.) |
3 | 3. Введение нового материала | Работа с рубрикой «Обрати внимание» завершается вопросом: можно ли утверждать, что, когда мы слышим два стоящих рядом глухих согласных звука, делать проверку не обязательно, а нужно сразу обозначать первый глухой согласный буквой звонкого согласного? Если ученики ошибочно дадут положительный ответ, учитель напоминает пару тропка — тропа. Эту работу необходимо провести, чтобы избежать неправильного вывода: слышу два глухих согласных — первый из них записываю буквой звонкого согласного. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 1 в тетради «Пишем грамотно» № 1 — развитие орфографической зоркости — умения находить данную орфограмму в слове. Ученики обязательно обозначают на модели звонкость согласных звуков колокольчиком. Возможные трудности. Ученики неправильно называют четвёртую и пятую картинки (берёзка и тетрадка). Помощь. Учитель обращает внимание на количество клеточек в звуковой модели слов, сообщает, что здесь «спрятались» словарные слова, и предлагает произнести их орфографически. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Выполняется самостоятельно упражнение 2 в тетради «Пишем грамотно» № 1 — поиск орфограммы. В качестве проверки учитель предлагает ученикам орфографически прочитать слова, в которых произношение и написание согласных в корне слова не совпадают. Читаются все вторые слова в парах, за исключением слова шляпка. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Выполняется в парах упражнение 3 в тетради «Пишем грамотно» № 1 — отработка алгоритма проверки. Для выяснения правильности действий учитель просит назвать подобранные проверочные слова и записывает несколько вариантов проверочных слов рядом с заранее выписанными на доске проверяемыми словами. При этом, если называется форма слова, учитель обращает внимание на то, как она получилась. Если называется родственное слово, объясняет, как оно образовалось. Это важно для отработки нескольких способов проверки. Первый способ — изменение формы единственного числа слова на форму множественного числа с использованием вспомогательного слова нет: старушка — старушек, мышку — мышек (не вводя термины «единственное число» и «множественное число», можно говорить описательно: «Проверяем, изменяя форму слова по образцу: (есть) кошка — (нет) кошек»). Другой способ — запись исходной формы слова: (в) городке — городок, (в) мешке — мешок. Наконец, способ подбора родственного слова: (в) городке — города. |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Упражнения 4—6 в тетради «Пишем грамотно» № 1 — отработка умения проверять и правильно обозначать буквой согласный корня в середине слова. Упражнения позволяют организовать самостоятельный орфографический тренинг. В каждом упражнении ученики записывают по три пары слов в каждый столбик (сначала проверочные слова). Учитель оказывает индивидуальную помощь. Возможные ошибки связаны с непониманием значения слов голубка, ряска, вырезка, смысл которых учитель должен объяснить. |
8 | 8. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — дальнейшая отработка способов проверки. Выполняется самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь нуждающимся в ней ученикам. Вопросы перед началом выполнения: какой звук обязательно должен стоять после проверяемого звука в проверочном слове? (Это обязательно должен быть гласный звук.) Какое слово нужно писать первым? (Первым пишут проверочное слово.) Вариант оформления упражнения в тетради: пары слов (проверочное и проверяемое) записываются в два столбика. В первый столбик записываются пары слов, в которых произношение и написание согласных звуков в корне проверяемого слова совпадают, во второй — пары слов, в которых произношение и написание не совпадают. Пример: чашек — чашки варежек — варежка уток — утки снежок — снежки |
9 | 9. Дополнительный материал | Дифференцированная работа. Ученики, быстро и правильно выполнившие упр. 2 учебника, работают с упр. 58 тетради «Учусь писать без ошибок» и читают всему классу получившийся текст объявления. |
10 | 10. Каллиграфическая минутка | Проанализировать сходство и различия строчных букв в, д. Прописать строчку в, д. |
11 | 11. Рефлексия. Домашнее задание | Учитель подводит итоги работы на уроке, озвучивает домашнее задание. |