Текст
- учить определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст; различать текст и не текст
- языковые единицы, звук, слово, предложение, текст, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» организует сравнение текста с другими единицами языка, уже знакомыми ученикам. Важно последовательно разобрать все представленные в рубрике единицы, выясняя, какая из них содержит более полную, понятную информацию. Материал рубрики готовит к восприятию рубрики «Тайны языка». |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» вводит определение текста. Следует особо обратить внимание на то, что предложения в тексте связаны по смыслу (что получится, если изменить порядок предложений? Узнаем ли мы, о чём хотел сказать автор, что и как происходило?). После прочтения рубрики можно вернуться к тексту рубрики «Давай подумаем» и попросить учеников объяснить, каким общим смыслом связаны предложения в тексте. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — разграничение текста, предложения и набора предложений, не связанных по смыслу. Ученики должны объяснить, что текстом является запись 3, так как только здесь предложения объединены общим смыслом и последовательно его раскрывают. Проводится фронтально с обязательным обсуждением ответов учеников. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — выделение общего смысла, объединяющего предложения в текст. Проводится фронтально, а в классах с высоким темпом работы — в парах: ученики должны установить, каким смыслом объединены предложения, а затем обсудить ответы одноклассников. Задание к упражнению (письменно продолжить предложение «Это текст, потому что...») выполняется фронтально; выбирается самый полный и правильный ответ; предложение записывается самостоятельно или под диктовку учителя. Второй текст можно не списывать, если темп работы учеников невысокий. |
6 | 6. Каллиграфическая минутка | Прописать соединения букв, которые не получаются у учащихся класса. Необходимость работы над тем или иным соединением определяется по результатам проверки тетрадей. |
7 | 7. Рефлексия. Домашнее задание | Советуем не задавать домашние задания к урокам блока «Развитие речи», так как этот вид работы является совершенно новым для детей и требует постоянного контроля со стороны учителя. |