Технология соединения брусков из древесины (4 ч)
Организовать деятельность обучающихся по изучению технологии соединения брусков из древесины; научить технологии соединения брусков из древесины внакладку (вполдерева), развивать бережное отношение к конструкционным материалам.
Обучение ― сформировать понятия о технологии соединения брусков из древесины на уровне восприятия, осмысления, узнавания объектов и применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обеспечить усвоение учащимися приёмов соединения брусков из древесины; научить оценивать результаты работы.
Развитие ― способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, систематизировать), моторных навыков (точности движений, их силы, координации), общетрудовых политехнических умений.
Воспитание ― воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); творческое начало личности.
- Рассказ, беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, демонстрация приёмов соединения деревянных брусков, практическая работа.
- Соединение внакладку (вполдерева): ступенчатое, соединение врезкой; шкант.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть уроков. Проверка домашнего задания | Заслушать презентации учащихся, выполнивших домашнее задание творческого уровня. Задать учащимся вопросы по пройденному материалу |
2 | 2. Актуализация знаний | После просмотра анимации и изображений: ― обсудить их содержание; ― продемонстрировать изделия, изготовленные учащимися в прошлые годы с применением технологии соединения брусков |
3 | 3. Изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний | После просмотра анимации: ― сформировать малые группы; ― предложить учащимся в составе групп выполнить самостоятельное исследование с продвижением по указанному маршруту |
4 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | 1. Перед началом выполнения учащимися практической работы № 7: ― заранее подготовить необходимое количество заготовок из древесины; ― продемонстрировать приёмы соединения брусков из древесины. 2. Во время работы: 1) организовать работу в подгруппах по два-три человека на изделие; 2) следить за недопущением следующих наиболее часто допускаемых учащимися ошибок: ― увод пилы от разметочной линии при продольном запиливании, в результате чего получается косой запил; ― получение ненужных канавок на поверхности ступени при выравнивании её стамеской из-за спешки или желания снять сразу большой слой древесины; ― заваливание краёв ступени при зачистке её напильником; ― толщина соединения оказывается меньше, чем толщина бруска, что происходит из-за обработки ступени ниже разметочной линии; ― отсутствие прямого угла между брусками после установки шканта из-за того, что при сверлении отверстия под шкант бруски были неточно скреплены струбциной; ― излишний съём древесины во врезке, получившийся при попытке отсекания надрезанных участков стамеской ударами только с одной стороны бруска, а не с двух. 3. Оценивать результаты практической работы по представленным критериям |
5 | 5. Рефлексия учебной деятельности на уроках | После прохождения теста задать учащимся вопросы. 1. Почему соединение внакладку называют соединением «вполдерева»? 2. Назовите примеры изделий, где имеются соединения деталей внакладку. 3. Соединение внакладку – это разъёмное соединение или неразъёмное? 4. С какой целью при разметке ступеней на бруске помечают вырезаемые участки? 5. Почему при выполнении врезки делают прорези ножовкой не только по её краям (по разметке), но и в промежутке через каждые 10 мм? |
6 | 6. Информация о домашнем задании | Сообщить учащимся, что они могут самостоятельно выбрать вариант домашнего задания: стандартный минимум (репродуктивный уровень) или творческий уровень |