Технология обработки древесины на токарном станке
Организовать деятельность обучающихся по изучению технологии обработки древесины на токарном станке, правил безопасной работы; научить шестиклассников выполнять черновое и чистовое точение цилиндрической и конической поверхностей, шлифование деталей, подрезание торцов.
1. Обучение ― сформировать понятие о технологии обработки древесины на токарном станке на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и применения в новой ситуации, т. е. творчески; обеспечить усвоение учащимися приёмов работы на токарном станке; научить оценивать результаты работы.
2. Развитие ― способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, синтезировать, систематизировать, конкретизировать), объёмно-пространственного мышления; умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль); общетрудовых политехнических умений (конструктивно-технических, организационно-технологических).
3. Воспитание ― воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); творческое начало личности.
- Рассказ, беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, демонстрация дереворежущих инструментов и приёмов работы на токарном станке, показ видеоматериалов, инструктаж по правилам безопасной работы, практическая работа.
- Главное движение; движение подачи; обработка черновая и чистовая; стамески: полукруглая, косая.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть уроков. Проверка домашнего задания | Заслушать презентации учащихся, выполнивших домашнее задание творческого уровня. Задать им следующие вопросы. 1. Какое движение при обработке заготовки на сверлильном станке называют главным, а какое – движением подачи? 2. На примере операции строгания поясните, что представляет собой черновая обработка, а что – чистовая? 3. Каким инструментом можно измерить диаметр детали? 4. С какой целью затачивают дереворежущие инструменты? 5. Каким образом можно проверить, соответствует ли токарный станок, имеющийся в учебной мастерской, вашему росту? Как обеспечить такое соответствие? |
2 | 2. Актуализация знаний | После просмотра изображений, анимации и видеофрагмента: ― продемонстрировать имеющиеся в мастерской стамески для токарной обработки; ― показать приёмы заточки лезвий стамесок; ― обсудить содержание видеофрагмента. |
3 | 3. Изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний | После просмотра анимации: ― сформировать малые группы; ― предложить учащимся в составе групп выполнить самостоятельное исследование с продвижением по указанному маршруту. |
4 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | 1. Перед началом выполнения учащимися практической работы № 10: ― проверить работоспособность и безопасность станков, имеющихся в учебной мастерской; ― заточить все стамески, подготовить чертежи, технологические карты, заготовки; ― продемонстрировать приёмы чернового и чистового точения, подрезания торцов, шлифовки детали, контроля размеров заготовки и др. 2. Во время работы следить за соблюдением учащимися правил безопасной работы, чтобы ученик надёжно держал в руках инструмент, сохранял правильную рабочую позу. 3. По окончании работы оценить качество работы учащихся по изложенным критериям. |
5 | 5. Рефлексия учебной деятельности на уроках | После прохождения теста задать учащимся вопросы. 1. Какой стамеской выполняют черновое точение заготовки, а какой ― чистовое? 2. Каким образом снимают заусенцы на лезвии стамески после её заточки на шлифовальном круге? 3. По каким критериям выбирают деревянную заготовку для точения на станке? 4. Назовите преимущества машинной обработки цилиндрической детали на станке перед ручной обработкой. 5. Почему через каждые две-три минуты работы необходимо останавливать станок и проверять надёжность крепления заготовки? |
6 | 6. Информация о домашнем задании | Сообщить учащимся, что они могут самостоятельно выбрать вариант домашнего задания: стандартный минимум (репродуктивный уровень) или творческий уровень. |