Электрический ток. Источники электрического тока.
Рабочая программа-авторская программа Гутник Е.М., Перышкина А.В. «Физика 8 класс»
Для реализации рабочей программы используется учебник А.В. Перышкин «Физика. 8 класс», «Дрофа», 2009
Тема урока “Электрический ток. Источники электрического тока.”
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: изучить понятие электрический ток, ознакомится с различными видами источников тока.
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать понятия электрический ток, источники тока
- формирование учебно-познавательной и практической деятельности.
- Продолжить развитие теоретических и практических знаний учащихся о электрических явлениях, организация усвоения основных понятий, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
Воспитательные:
- Способствование формированию научного мировоззрения;
- повышение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;
- развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллектив
- развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться разными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
Развивающие:
- способствование развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и экспериментировать;
- способствование развитию логического мышления;
- развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
- способствовать формированию научного мировоззрения;
Методы обучения: проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Дидактическое обеспечение урока: презентационное сопровождение урока. Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, гирлянда, электрометры, картофель медный и алюминиевый провода, миллиамперметр,фонарик, фотоэлемент, гальванометр, магнит полосовой, провода, миллиамперметр, катушка, термоэлемент, спиртовка или свеча, надписи «Лаборатория Майкла Фарадея», «Лаборатория Алессандро Вольта», «Лаборатория Александра Столетова», «Лаборатория Ханса Кристиана Эрстеда », карточки с заданиями, энциклопедии детские по технике и физике)
Этапы урока Описание |
Цель этапа |
Формы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||||||||||||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||||||||||||||||||||||
1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. |
Настроить на занятие |
коллективная |
Устное сообщение учителя (урок сопровождается презентацией). Здравствуйте! Садитесь! (Демонстрация – электрическая гирлянда. Сперва гирлянда горит, затем незаметно для учащихся выключается.) Что произошло? Ответ – нет тока. А как вы понимаете слово ток? Например есть похожие слова – поток, зерноток. Ответ – течение чего-либо. А как вы думаете, что течет по проводам? (вопрос на слайде) |
Отвечают на приветствие учителя. Выделяют существенную информацию из слов учителя. |
Взаимодействуют с учителем. Слушают учителя |
Умение настраиваться на занятие |
|||||||||||||||||||||||||
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. |
Выявит ь затруднения |
групповая |
выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Чтобы ответить на этот вопрос давайте повторим тему прошлого урока. Какую тему мы проходили на прошлом уроке? Объяснение электризации тел.
Пожалуйста сделайте вывод, что происходит при касании металлическим предметом заряженного и незаряженного электрометров. Вывод по металлу перемещаются электроны |
Отвечают на вопросы, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. |
Выяснить цель урока на основании показываемых опытов |
Коллективная |
Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Давайте попробуем ответить на вопрос на который мы не ответили. (вопрос на слайде) Значит, по проводу могут двигаться электроны. (показываю провод) Течет ли по этому проводу ток? Ответ нет. Почему? Ответ. Потому, что нет например батареи элементов. Значит, нужен источник тока. А вы знаете все виды источников тока? Давайте поставим цель сегодняшнего урока. Цель урока. Ознакомиться с понятиями электрический ток, источник тока и разными видами источников тока. Давайте запишем тему урока “Электрический ток. Источники электрического тока.” Как мы уже выяснили, по проводам движутся электроны. Значит электрическим током можно назвать движение электронов по проводу. Так как электрон это заряженная частица можно дать обобщенное определение. Запишем на тетрадях определение э/тока. Открываем учебник на странице– и записываем определение: Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц |
Слушают учителя, наблюдают за физическим экспериментом учителя. отвечают на вопросы. |
Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент. Согласуют усилия по решению учебной задачи, договариваются и приходят к общему мнению в совместной деятельности, учитывают мнения других |
Контроль правильности ответов. Умение слушать в соответствие с целевой установ-кой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся, ответов обучающихся. |
|||||||||||||||||||||||||
4-й этап. “Получения новых знаний”. |
Помочь учащимся получить новые знания |
Групповая |
Частицы движутся под действием электрического поля, которое в свою очередь создается источником тока. Чтобы ознакомиться с различными источниками тока, посетим лаборатории ученых, которые создали источники тока и сами попробуем создать источники тока. Будем работать парами и меняться местами .Будем работать в лабораториях знаменитых ученых изобретателей различных источников тока. Источники тока (портреты ученых на слайде)
|
Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. По заданиям по карточке читают текст и учебник, затем выполняют эксперимент, потом меняются местами. Каждая группа обязана побывать на всех «лабораториях». |
Объединяют усилия на решение поставленных заданий |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. |
|||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
|
|
Сейчас отдохнем, сделаем зарядку. Встали. |
Повторяют за учителем |
|
|
|||||||||||||||||||||||||
5-й этап. “Первичное закрепление”. |
Организация первичного закрепления |
Индивидуальная |
Устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Заполняем таблицу
Проверяем заполнение таблицы |
Выполняют самостоятельный эксперимент, задание по рисункам, проводят самопроверку. Выставляют себе оценку. Выделяют существенную информацию, делают логические умозаключения. |
Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме. Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания заданий. Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
|||||||||||||||||||||||||
6-й этап. “Самостоятельная работа с ызаимопроверкой по эталону”. |
Организавать работу учащихся по применению новых знаний |
Групповая |
Организует деятельность по применению новых знаний. Задание «Найди пару.» Раздаю карточки Учащиеся работают группами находят определение понятий. |
Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку. Отвечают на вопросы. Закрепляют знания, полученные на уроке. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. |
Участвуют в обсуждении ответов на вопросы. Понимают на слух ответы обучающихся, умеют формулировать собственное мнение и позицию, умеют использовать речь для регулирования своего действия |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. |
|||||||||||||||||||||||||
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. |
Организация рефлексии |
Коллективная |
Организует рефлексию. Наш урок подошел к концу. Что вам понравилось на уроке? Что нового вы узнали? Какие опыты были самыми интересными? |
Отвечают на вопросы. Рефлексируют. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умеют делать выводы, осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме. Взаимодействуют с учителем. Понимают на слух ответы обучающихся, умеют формулировать собственное мнение и позицию. |
Контроль правильности ответов .обучающихся Самоконтроль. Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся Саморегуляция. |
|||||||||||||||||||||||||
8.Домашнее знание |
Задать и объяснить домашнее задание |
Коллективная |
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению |
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике Выделение существенной информации из слов учителя. |
Взаимодействуют с учителем. |
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Развитие регуляции учебной деятельности. Регуляция учебной деятельности |